Уже две омские журналистки были вызваны в центр «Э» в рамках проверки их действий на экстремизм. Кто следующий?
На прошлой неделе обозреватель «Коммерческих вестей Анастасия Павлова получила повестку в суд, где ей в течение часа пришлось объяснять правоохранительным органам, что её комментарий в соцсетях, где мужчины оскорбляли героиню поста, не является экстремистским. Журналистке просто захотелось защитить женщину.
В начале августа ещё одна омская журналистка Наталья Граф была вызвана в полицию, где ей также пришлось объяснять полицейским, что её пост в Facebook не разжигает ненависть и вражду. Девушка просто защищала своего сына. Что не так с нашей правоохранительной системой? Где находится грань между свободой слова и экстремизмом?
История омской журналистки Натальи Граф началась в декабре прошлого года. Тогда журналистка публично призналась, что её сына травят учителя и директор гимназии №62. После этого директор гимназии, судя по всему, объявила журналистке войну.
Скандал разгорелся за месяц до этих событий, когда класс, в котором учится сын журналистки, вместо урока технологии отправили убирать снег. Учителя в этот момент с ними не было. Во время уборки подросток почувствовал себя плохо и ушёл домой. Поступок мальчика возмутил учительницу. Она устроила показательное собрание, на котором при одноклассниках отчитала школьника. Во время спича ей показалось, что мальчик записывает её речь на диктофон и пообещала засудить подростка.
Мать юноши, журналистка Наталья Граф, утверждает, что её сын не делал никаких записей – просто не успел убрать телефон. Вместо того, чтобы силами родителя, учителя и психолога уладить конфликтную ситуацию, скандал в школе приобрел просто угрожающие масштабы. За две недели школьника возненавидели одноклассники, учителя и директор.
Однако на этом история не закончилась. В марте 2019 года сына Натальи Греф обвинили в экстремизме. Об этом журналистка написала на своей странице в Facebook. Причиной таких подозрений стала информация о том, что мальчик якобы на уроке музыки напевал «песню, напоминающую гимн Украины». Тогда конфликт оказался исчерпан. Спустя почти полгода по обвинению по этой же статье попала под следствие и сама журналистка. В её случае поводом для подозрений стал пост 9-месячной давности, где женщина высказала свои опасения за жизнь сына. «Что в это время происходит в душе у 14-летнего подростка? Взять в руки ружье или пойти и прыгнуть с крыши? Я не знаю как его защитить, как его уберечь, у меня руки опускаются от бессилия», - написала она в отчаянии. Авторы жалобы считают, что она «пропагандирует оружие» и демонстрирует «явные экстремистские наклонности». В начале августа Наталью вызвали в Следственный комитет для дачи показаний. Подробности возбуждённого в отношении неё дела журналистка только сейчас опубликовала в Facebook.
В полиции Наталья Граф узнала, что заявление в полицию на неё подал родительский комитет «Росток». Родители потребовали привлечь журналистку к уголовной ответственности по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». По мнению составителей жалобы, Наталья Граф возбуждает «ненависть или вражду» против социальной группы «педагоги».
После того как история сына Натальи Граф была опубликована в ряде омских СМИ, ситуацией в гимназии заинтересовалось министерство образования Омской области и прокуратура. После ряда проверок в деятельности школы нашли множество нарушений. Судя по всему, женщины, «держащие» школу, решили выполнить своё обещание и засудить журналистку любыми способами. При этом разгневанных педагогов не останавливает даже тот факт, что мальчик уже забрал документы из гимназии и перевёлся в другое учебное заведение.
Полицейских понять можно, они просто выполняют свою работу. Все бы ничего, но по словам Натальи Граф, для того, чтобы защитить подростка ей около полугода пришлось обивать пороги различных инстанций, чтобы высшие чины обратили внимание на действия руководителя гимназии. А чтобы инициировать разбирательство по делу об экстремизме оказалось достаточно всего одной жалобы, можно даже анонимной.
Практически тоже самое после проверки в отношении себя говорит и Анастасия Павлова в беседе с корреспондентом NGS55.
«Общая тенденция в стране, когда в регионах России все активнее раскручиваются дела об экстремизме и других серьезных преступлениях просто на основании сообщений в социальных сетях, меня как гражданку России и как журналистку очень беспокоит. Экстремизм — это серьезная опасность современного общества, и бесконечно жаль, что силы и ресурсы наших правоохранительных органов отвлекаются от реальной борьбы с этим злом на контакты с простыми интернет-пользователями», — считает журналистка.
Нас эта тенденция тоже пугает. Кстати говоря, после многочисленных проверок директор гимназии №62 так и осталась на прежней должности, учителя и школьники продолжают оттуда уходить.
Фото: mel.fm, www.vedomosti.ru