За свою долгую профессиональную жизнь я посетил безумное количество бизнес-мероприятий совершенно разных форматов и уровней, в разных городах и странах. Так что есть, с чем сравнивать. Сам провёл, конечно, на порядок меньше, но опыт всё же есть. Поэтому есть о чём рассказать
В 2011 году, когда я приехал в Омск, подобных мероприятий проводилось очень мало. А те, что проводились, были очень низкого качества. Теперь их значительно больше, качество при этом изменилось незначительно. Тогда регулярные гастрольные «чёсы» Гандапаса и иже с ним, на которых рассказывали основы маркетинга по Котлеру, воспринимались на «ура»: люди страстно аплодировали, отдавали свои кровные и уходили из зала с осознанием того, что теперь-то у них точно всё будет зашибись. Но проходило время, зашибись не становилось, а люди всё равно продолжали верить и нести деньги. Были конечно редкие привозы Игоря Манна одним из топовых банков, но это были закрытые тусовки, на которые попадали избранные. Были когда-то и удачные кейсы у «Делфи», но и это осталось в прошлом.
Регулярные гастрольные «чёсы» Гандапаса и иже с ним, на которых рассказывали основы маркетинга по Котлеру, воспринимались на «ура»: люди страстно аплодировали, отдавали свои кровные и уходили из зала с осознанием того, что теперь-то у них точно всё будет зашибись.
Тренд изменился. Теперь модно собирать форумы с большим количеством спикеров. Неизменным осталось лишь стремление везти иногородних, желательно из самой Москвы. Видимо потому, что в своём отечестве пророка нет. А может потому, что это круто. Никто при этом почему-то не задумывается, что бизнес в Москве и бизнес в регионах (особенно в нашем) — это две большие разницы. Развивается он по разным алгоритмам, и то, что у них уже не в тренде, у нас ещё даже не вошло в моду. И не надо мне говорить, что принципы одни и те же. Я работал там и работаю здесь, поэтому меня не переубедить.
Никто почему-то не задумывается, что бизнес в Москве и бизнес в регионах - это две большие разницы. Развивается он по разным алгоритмам, и то, что у них уже не в тренде, у нас ещё даже не вошло в моду.
Ещё одна модная «фишка» - приглашать на бизнес-форумы в качестве спикеров успешных (или не очень) предпринимателей. И здесь опять почему-то никто не задумывается о том, что, если человек умеет зарабатывать деньги, это вовсе не означает, что он умеет объяснять, как это делать. И наоборот: то, что кто-то умеет говорить вовсе не значит, что он умеет зарабатывать деньги в реальном секторе.
Последнее время, я скорее отказываюсь посещать обучающие бизнес-мероприятия, чем соглашаюсь. Причина тому — разочарование. В форматах, спикерах, организаторах. Потому что я знаю, что вновь увижу заполненные залы и разочарование в глазах тех, кто заплатил деньги как бы за науку и в итоге понял, что сделал это зря.
Но главная беда даже не в этом. Три-пять тысяч рублей - не самые, в конце концов, большие деньги. Беда в том, что люди верят, идут и делают потом так, как их «научили». И в итоге теряют время и свои деньги. Вот специально для них я собрал несколько рекомендаций, позволяющих определить, стоит идти на мероприятие или нет (не в порядке приоритета).
1. Площадка
Очень важно, на какой площадке проводится форум, потому что длится он, как правило, целый день, а значит, пребывание на нём должно быть, как минимум, комфортным. То есть, кресла должны быть удобными, вентиляция исправной, сцена такой, чтобы всё было видно и слышно. Наличие холлов и вспомогательных помещений также имеет значение по той причине, что любое мероприятие — это ещё и нетворкинг. А как знакомиться, если поговорить негде? Вот площадки, которые я смело могу рекомендовать: концертный зал Омской филармонии, конгресс-холл Экспоцентра, недавно открытый новый конференц-зал «Регионального центра по связям с общественностью» (ул.Красный путь,9), конференц-зал ТОЦ Festival-city. Не исключаю, что есть и другие достойные площадки, но, если в геолокации указан какой–нибудь старый дом культуры, стоит задуматься: даже если мероприятие окажется полезным, не факт, что вы сможете досидеть на нём до конца.
2. Состав спикеров
Его нужно изучить максимально внимательно. Исследовать досконально каждого выступающего. Выяснить заранее, есть ли у спикера кейсы, подтверждающие его опыт. Есть ли образование, которое должно подтверждать компетенции. Есть ли отзывы в конце концов. Собрать информацию сегодня довольно легко даже в соцсетях. Для этого достаточно кинуть клич, мол, вот хочу пойти послушать мужика, по отзывам вроде ничего, а вы что скажете? В случае, если спикером выступает предприниматель, важно проверять не только его личность, но и бизнес. Мне вот одинаково интересно слушать и реальных бизнесменов, которые сумели заработать денег и знают, как это делать, и тех, кто успел потерять деньги и теперь знает им цену. При этом я отчётливо понимаю, их кейсы вряд ли мне пригодятся в первозданном виде. Но всё же иногда черпаю для себя какие-то моменты, которые позволяют сделать нужные выводы.
3. Организационные моменты
Первое — это заявленные темы. Они должны быть вам действительно интересны хотя бы в перспективе. Я не понимаю людей, которые ходят всегда, везде и на всех, не задумываясь о том, сколько времени и денег в итоге тратят на ненужные им мероприятия. Не проще ли от них отказаться, может после этого сразу всё и наладится.
Второй момент — это тайминг. Очень важно, сколько времени отводится на выступления спикеров, общение с аудиторией в формате «вопрос-ответ» и перерывы. Недавно, к примеру, имел опыт посещения мероприятия, на котором одновременно в режиме нон-стоп работали сразу три площадки. Понятно, что посетить сразу ВСЁ было физически невозможно, но желание максимально напитаться полезной информацией вылилось в итоге в какой-то сумасшедший марафон, который просто не позволил полноценно переварить все то, что выдавали спикеры. В итоге и запомнить толком ничего не удалось, и пару выходных брать пришлось, чтобы отдышаться.
И третий момент — это кофе-брейки и перерывы на обед, на которых можно и отдохнуть, и познакомится с нужными людьми. Это должно быть обязательно.
4. Атрибутика
Это бренд или не бренд? Само мероприятие я имею в виду. Есть ли у него сайт? Группы в соцсетях? Есть ли реклама, и какого она качества? Есть ли история? Сколько лет проводится? Кто организатор и кто ведущий? Если всё это есть, значит, есть вероятность, что за всё это заплатили деньги. Значит есть бюджеты. А, когда люди тратят большие деньги, значит они знают ЗАЧЕМ. Хотя иногда это правило не работает: к примеру Big Business Forum 2019, который сопровождался всей заявленной атрибутикой, проходил на хорошей площадке и прерывался обедом и кофе-брейками, в итоге не то чтобы не состоялся, на мой взгляд, он провалился с треском. А всё почему? Потому что... см.выше
И последний, но самый главный совет: задавайте как можно больше вопросов организаторам, знакомым и самим себе ещё ДО того, как решите пойти. Может быть, воспользовавшись рекомендациями, вы сократите количество посещаемых вами мероприятий и сэкономите тем самым деньги и время. Которые потратите на свою семью, бизнес или хобби. И возможно после этого скажете мне спасибо. Хотя я особо не рассчитываю.
Фото: der.org.ua, pixabay.com