О социализации, кажется, уже написали все, кому не лень. Мне было лень, поэтому я давала ссылки на готовые статьи, когда спрашивали.
Но сейчас стали спрашивать именно моё мнение. Потому что мои дети перешли на семейное обучение. Переживают, что общения им теперь мало, и социализация не состоится. Поэтому пишу своё.
Для начала давайте посмотрим, откуда возникла популярность идеи про пользу воспитания в коллективе и важность социализации. Это мнение формировалось в советской психологии и педагогике на основании трудов ведущих авторов того периода. Скажу сразу: в то время были и другие мнения и авторы, но во внимание их не брали, потому что госзаказ был на формирование определённого типа мышления граждан страны.
Теперь немного теории, потерпите.
Теоретические основы концепции воспитания в коллективе с позиций марксистско-ленинской идеологии были разработаны в советской педагогике Н.К.Крупской и А.С.Макаренко. Необходимость коллективистского воспитания они связывали с реализацией целевых установок социалистического общества по формированию у учащихся коллективистических черт - умения работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным. Коллектив был главным инструментом воспитания граждан.
Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашённый Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания в СССР.
А теперь - внимание! Под коллективом Макаренко понимал «целеустремленный комплекс личностей», объединённых общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением.
Запомните это определение, мы ещё к нему вернёмся. Формирующая функция коллектива (по Макаренко) определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений.
Законом сплочения коллектива является - снова обратите внимание - стремление к достижению всё более значимых общественных целей. И эти общие цели объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность, повышают требовательность коллектива к каждому члену, создают мажорный тон.
И еще важный момент: подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» (Макаренко А. С. Педагоги пожимают плечами // Соч. - М., - 1957. - Т.2. - С.403).
В коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива»
Творческое развитие идей Макаренко получило в работах В.А.Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л.И.Новиковой, А.Т.Куракина, А. В. Мудрика и других авторов.
Сухомлинский, к слову, рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребёнка. Он считал, что наибольшее воспитательное значение имел целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов (!!!) - и снова обратите внимание - объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.
«Мудрая власть коллектива», по мнению Сухомлинского, помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.
В соответствии с ведущей идеологией готовили специалистов для работы в садах, школах. Специалисты работали с родителями и с детьми, формируя мировоззрение в соответствии с тем, что имели сами.
До сих пор мы имеем дело с мощным влиянием этого менталитета, этих образов на сознание и специалистов, и родителей.
Глубоко укоренившаяся установка «коллектив полезен для социализации» многими не берётся в осмысление. Настолько она привычная, распространенная и глубокая.
Но давайте теперь посмотрим, что происходит в «коллективах» школы сейчас. И можно ли в принципе считать коллективом класс в типичной школе?
Как там Макаренко-то говорил? Коллектив - «целеустремленный комплекс личностей», объединённых общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением.
А Сухомлинский как говорил? Коллектив - средство нравственного и духовного развития, где учащиеся и педагоги объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.
Ребята, это не про нашу реальность. Если говорить о ТАКИХ коллективах, так их просто нет. Нет не только единства идеалов. Зачастую нет самих нравственных идеалов. И общих высоких общественно - значимых целей тоже нет.
Моя дочь до перехода на семейное образование училась в дорогой гимназии и в хорошей, «богато» оснащённой, современной муниципальной районной школе. В силу профессионального интереса и по причине большой любви к дочери, я всегда стремилась быть в курсе её жизни. Поэтому и одноклассники в гости толпами, и участие в мероприятиях всяких, и общение с родителями одноклассников, и с педагогами, и с руководством школы было плотным. До определённого момента. Пока я не поняла ущербность всей этой системы и бессмысленность моей активности.
Сейчас педагоги не рассказывают о важности дружбы, не учат уступать, не защищают слабого и обижаемого. Это все осталось в далёком прошлом.
Дети в классе - отражение семейного миропонимания. Очень разного. Расслоение общества сейчас очень велико и это ярко проявляется в поведении детей. Да и взрослых тоже. Поэтому мне (а я не пью, не курю, не приемлю распущенность, грубость, мат и т.д) было не так-то легко найти единомышленников среди родителей в классе.
Сейчас класс - не коллектив. Это толпа детей, искусственно и хаотично собранная по территориальному принципу. В ней действуют законы стайной нравственности, близкой к животному миру. А иначе и не может быть, если человеки с неразвитым ещё мозгом собраны вместе и никто их нормально и системно не учит общаться, не внушает важные ценности.
В случайно собранной и искусственно удерживаемой вместе толпе людей разного уровня культуры и развития, но одного возраста, которую именуют «класс», царит закон выживания. Психологического и физического. Потому что дружить в начальной школе сейчас никто не учит, учителю не до этого, он завален отчётами. И вообще заказ государства сейчас не тот. А в средней школе детей учить этому уже поздно, потому что к этому времени они уже сами устанавливают обычные стайные законы, как многие биологические виды - кто сильнее тот и прав.
Так появляются альфачи – лидеры, изгои и невнятное большинство, которое молчаливо или громко поддержит лидера, ведь, если против, можно и самому стать изгоем. В итоге ребёнок с хорошим воспитанием, добрый и незлобивый подвергается там унижениям сначала мимоходом, для проверки, и, если не может дать отпор, то становится изгоем – объектом приколов и унижений. Если даст отпор – придётся всю дорогу жить в сопротивлении и стрессе.
Так о какой социализации в таких условиях может идти речь? Если основная цель воспитания в коллективе заключается в том, чтобы перевести ребёнка из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Передать ему нравственный опыт и человеческие ценности, а не умения давить слабого потому что прикольно, а ещё пить, курить, врать, лицемерить и выкручиваться, что сегодня процветает в школах.
Основная цель воспитания в коллективе заключается в том, чтобы передать ребёнку нравственный опыт и человеческие ценности, а не умения давить слабого потому что прикольно, а ещё пить, курить, врать, лицемерить и выкручиваться.
Адаптивность и навыки приспособляемости, конечно, хороши, но не в ущерб душе и совести. Ну, для меня это важно, по крайней мере.
В 8 лет одноклассники показали моей дочери порно, в том числе с животными. Хорошо, что у нас доверительные отношения, и мы это всё тогда проговорили. По версии одноклассников - это круто, это ориентир для действий.
Потом она подвергалась буллингу и выстояла только благодаря сильному характеру и моей поддержке. Я ходила, разбиралась.
В 9 лет она заявила, что пить и курить - это нормально, так как многие родители одноклассников пьют и курят. И мамы тоже. С этим пришлось повозиться, беседуя и многое объясняя.
С первого класса дети обсуждают тряпки, бренды, машины и меряются, кто круче. С 3-4 класса - косметику, курение, секс и деньги. Классе в 7-9 многие знают про ЛГБТ-сообщества. Поэтому к 16 годам среди подростков уже немало убеждённых бисексуалов. Поэтому моя гетеросексуальная дочь выглядела как-то не круто, общаясь со сверстниками. Была не в тренде. И это я говорю про лицейный гуманитарный класс, куда собрали «сильных» и «умненьких» детей.
В каждой стандартной школе сегодня можно легко узнать, где найти наркотики. Дочь говорила о детях, которые переступили эту черту ещё до 14 лет.
Тупой ржач, грубые, иногда жестокие приколы, сплетни - вот основа современного «дружеского» общения в классе. И мат, мат, мат.... Дети страшно матерятся, когда взрослые не слышат.
Много всего можно рассказывать, но, думаю, и так всё ясно: школьный коллектив сегодня - это не коллектив с единством высоких целей. Это то, с чем Макаренко нещадно боролся: мещанские ценности и стремление к удовлетворению низменных животных потребностей. Это абсолютная АНТИСОЦИАЛИЗАЦИЯ. Так о каком позитивном влиянии коллектива можно сейчас говорить?
Школьный коллектив сегодня - это не коллектив с единством высоких целей. Это мещанские ценности и стремление к удовлетворению низменных животных потребностей. Это абсолютная АНТИСОЦИАЛИЗАЦИЯ
Социализации и коллективов сегодня НЕТ. Остались лишь шаблоны мышления про пользу социализации.
Конечно, я не говорю о том, что школа и коллектив - это абсолютное зло. Всегда были, есть и будут учителя от Бога, любящие, работающие на износ даже в этих изменившихся условиях. Как остаётся и немало школ (чаще, небольших), где вечные ценности всё ещё ценны. Поэтому получить реальную социализацию сегодня проще, воспитываясь в семье. Когда старшие, опытные и любящие ребёнка люди направляют его и воспитывают.
Социума с его нравственной грязью сегодня слишком много. Он лезет отовсюду, только успевай рассказывать ребёнку, что да почему. Поэтому прежде, чем выпускать ребёнка в эту грязь, его для начала нужно морально укрепить, заложить главные ориентиры, что есть добро, а что нет. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что эта многочисленная нравственная грязь социума не прилипнет к вашему ребёнку. Поэтому, прежде, чем настойчиво доказывать пользу школьного «коллектива» для развития ребёнка, подумайте хорошо, готов ли ваш ребёнок
Больше публикаций автора ЗДЕСЬ
Фото: howcast.com, twitter.com, itsovet.ru, perm.kp.ru, idoorway.mirtesen.ru.