В Омске в отношении сразу двух журналистов недавно была проведена проверка их действий на экстремизм. Позже появилась информация, что в экстремизме пытаются обвинить и зоозащитников, конфликтующих с директором «Спецавтохозяйства» Евгением Вольфом.
Первые две истории, к счастью, закончились благополучно. К вызывающей массу вопросов третьей истории мы ещё вернёмся. Тем не менее вопрос о том, как всем нам - журналистам, волонтёрам, общественникам, блогерам, просто неравнодушным горожанам, которым Конституция гарантирует свободу слова – не попасть под уголовную статью за экстремизм, не теряет актуальности.
Как известно, в современном российском законодательстве существуют нормы, позволяющие наказывать за то, что все мы публично делаем высказывания, которые могут быть оценены, как «экстремистские». Наличие таких норм как раз и создаёт серьёзный риск в том числе для законопослушных граждан быть привлечёнными к ответственности. Как однажды заметил в одном из постов в The Volokh Conspiracy Илья Сомин, теоретически правоохранитель может начать преследование практически ЛЮБОГО лица по причине того, что инфляция массива запретительных норм делает преступником практически каждого, учитывая положение несогласных с политикой государства в современной России и распространение Интернета, используя который люди значительно чаще допускают радикальные высказывания, чем в реальности, злоупотребляя тем самым «экстремистскими» статьями УК и КоАП РФ.
Разобраться во всех законодательных хитросплетениях, чтобы понять, как не переступить эту тонкую грань, мы попросили директора ООО «Бюро судебных экспертиз», кандидата юридических наук АЛЕКСЕЯ АЛГАЗИНА.
По словам эксперта, понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность» есть в уголовном законодательстве разных стран: Франции, Германии, США, Испании, Голландии и т.д. В российском законодательстве Федеральный закон «О противодействии экстремизму и экстремистской деятельности» под экстремизмом (экстремистской деятельностью) подразумевает следующее:
-
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
-
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
-
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
-
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
-
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
-
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
-
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
-
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 УК РФ;
-
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
-
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
-
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
-
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
-
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
В современной научной литературе существует определённое представление о сущности экстремизма. Так в издании 2011 г. «Исследование и экспертиза экстремистских материалов» данное явление рассматривается как «негативное социально-правовое явление, заключающееся в выражении социально патологичных крайних взглядов, отражающих различные убеждения, направленные на коренные изменения противоправными, преимущественно насильственными, мерами сложившихся и устоявшихся общественных отношений в политической, экономической, духовной или социальной сферах либо их отдельных составляющих».
Конституция Российской Федерации между тем провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям (статья 55).
В Российской Федерации так же признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается при этом создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности страны, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13 Конституции РФ).
Конституция Российской Федерации гарантирует свободу мысли и слова! Но при этом запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).
Конституция Российской Федерации гарантирует свободу мысли и слова
Международно-правовые стандарты в области прав человека, провозглашая право каждого человека на свободное выражение своего мнения, так же предусматривают, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти (в том числе, подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию) должны быть запрещены законом.
Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года предусмотрено, что терроризм, сепаратизм и экстремизм, вне зависимости от их мотивов, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом.
В интересах реализации названных конституционных запретов и выполнения международных обязательств в УК РФ предусмотрена ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности.
Какую ответственность предусматривает российское законодатель за размещение материалов экстремистской направленности в СМИ и сети Интернет?
Согласно ФЗ 114 «О противодействии экстремистской деятельности» и ФЗ 35 «О противодействии терроризму» за осуществление экстремистской и террористической деятельности предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.
Административная ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РФ и действует, если преступление совершено впервые В частности, согласно статье 20.3.1., возбуждение ненависти либо вражды, а так же унижение человеческого достоинства, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации или сети Интернет, влекут за собой для физических лиц наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до 15 суток. Для юридических лиц - это штраф от 250 000 до 500 000 рублей.
Уголовная ответственность, предусмотренная статьёй 282 УК РФ, вступает в силу в том случае, если человек или группа лиц ранее уже привлекались к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года: Наказание в этом случае предусмотрено следующее: штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трех лет; либо принудительные работы на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет; либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
Более жёсткое наказание по той же статье уголовного кодекса предусмотрено, если преступление совершалось: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) организованной группой.
В этом случае размер штрафа составляет от 300 000 до 600 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет; либо принудительные работы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет; либо лишение свободы на срок от трёх до шести лет.
Важно так же знать, что Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» указал, что при рассмотрении уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности судам следует обеспечивать, с одной стороны, охрану публичных интересов (основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации), а с другой - защиту гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина. А именно: свободу совести и вероисповедания, свободу мысли, слова, массовой информации, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
При рассмотрении уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности судам следует обеспечивать, с одной стороны, охрану публичных интересов, а с другой - защиту гарантированных Конституцией прав и свобод человека.
Верховный суд РФ так же указывает, что преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, следует отграничивать от преступлений, совершённых на почве личных неприязненных отношений.
Для правильного установления мотива преступления суды должны учитывать, в частности, длительность межличностных отношений подсудимого с потерпевшим, наличие с ним конфликтов, не связанных с национальными, религиозными, идеологическими, политическими взглядами, принадлежностью к той или иной расе, социальной группе.
Важно понимать, что действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека или группы лиц влекут уголовную ответственность по части 1 статьи 282 УК РФ только в том случае, если они совершены публично или с использованием СМИ. Например, во время выступлений на собраниях и митингах, при распространении листовок, плакатов, размещении соответствующей информации в журналах, брошюрах, книгах, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет и другие подобные действия, рассчитанные на последующее ознакомление с информацией других лиц.
При этом под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать только высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. А вот КРИТИКА политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.
КРИТИКА не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды
Преступление, предусмотренное статьей 282 УК РФ, совершается только с прямым умыслом и с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
При этом преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а так же унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ: в спорных случаях для определения целевой направленности информационных материалов может быть назначено производство лингвистической экспертизы. Помимо лингвистов, к производству экспертизы могут так же привлекаться и другие специалисты: психологи, историки, религиоведы, антропологи, философы, политологи и т.д. В таком случае назначается производство комплексной экспертизы.
Фото: dyvys.info, mgppu.ru, sochistream.ru, ulyanovsk.sm-news.ru, goodfon.ru