Предложения о том, «Как из Омска сделать «Сибирский Гонконг», озвученные недавно на портале GLARER.ru Сергеем Лагутиным вызвали довольно громкий общественный резонанс, обнажив сразу несколько любопытных моментов. Позволю себе их обозначить.

Считаю, что автор прав: для реализации подобного проекта нужны люди не с советским мышлением. И в Омске они есть. Но наряду с ними есть и огромная армия нытиков.

А, чтобы добиться реальных изменений, нужны глубокие структурные реформы, которые могли бы перезапустить экономику. Но россияне не хотят реформы. И причин для этого много, включая опыт 90-х годов. Многие до сих пор уверены, что именно из-за реформ у них резко упал уровень жизни. Многие ностальгируют и по спокойной жизни в советское время, и эта ностальгия передается поколениям, которые никогда не жили в СССР.

Многие до сих пор уверены, что именно из-за реформ у них резко упал уровень жизни

Опросы показывают, что россияне в целом не доверяют западной модели развития и поддерживают идею поиска СВОЕГО пути. А многие граждане с советским мышлением при этом уверены в эффективности плановой экономики. Частично подобное отношение связано с социальной структурой общества, а частично – со сложившейся культурой.

Экономисты при этом признают, что далеко не все проблемы общества решает экономика. Направление развития задают, в том числе, ценности и культура населения. А на изменение культуры и уклада общества необходимо время!

Более того, экономика порой бессильна перед культурой и социологией. Корень здесь может быть в отношении россиян к стандартам и правилам. Ценности влияют на цели людей, а также на то, как они их добиваются. А это в свою очередь определяет развитие общества и экономики.

Культура может как тормозить, так и стимулировать развитие страны. И сейчас есть опасность, что Россия может пойти на самоизоляцию и оказаться на периферии мирового общества. Потому что для перехода к новому этапу нужна смена ценностей общества. А в России альтернативы нет.

Число сторонников либеральных и неолиберальных идей по максимуму составляет 20%. Любые либеральные реформы не будут поддержаны населением. В том числе потому, что ностальгия по советским временам не уходит с приходом молодого поколения. Деды продолжают рассказывать о великой империи и о том, как хорошо жилось в то время. И граждане упорно продолжают верить в то, что плановая экономика является верной. Поддержка этого мнения, ни разу не падала ниже 50%.

Любые либеральные реформы не будут поддержаны населением. В том числе потому, что ностальгия по советским временам не уходит с приходом молодого поколения.

Сами граждане при этом не готовы заниматься бизнесом – большинство хотят работать в силовых структурах, госкомпаниях или на «хозяина».

Власть тоже не готова к глубоким структурным реформам, поскольку привыкла планировать что-то лишь на период до следующих выборов. Но основная цель элит – удержание власти. Поэтому всем нам настойчиво прививают мысли об «особом русском пути». С этой целью в течение длительного времени в обществе насаждается миф о чужеродности демократической системы для России. Поэтому демократические процессы ассоциируются у нас с хаосом, безвластием, распадом государства. А ощущение безраздельного хозяина над собой всё глубже укореняется в нашем менталитете.

В России исторически было очень сильно государство. Оно концентрировало на себе все ресурсы страны, а конкретный человек (будь то подданный или гражданин) всегда был слаб, зависим и, по сути, не защищён. В итоге мы действительно имеем «особый путь». Но этот путь – в хроническом отставании и натужных попытках догнать своих соперников, перенимая их технологии, но не перенимая алгоритмов развития, не совершенствуя общество, оставаясь на позициях «особого пути», который вновь и вновь замыкает цикл развития. В итоге мы постоянно находимся в путешествии по замкнутому кругу и имеем отсутствие не только политических свобод, но и экономической самостоятельности немалой части людей.

Одним из главнейших проявлений нашей ментальности становится патернализм, который в нашей стране, по сути, стал заменой идеологии. Это ощущение и ложное осознание того, что государство или начальство всё за тебя решит. Восприятие власти не как работы и ответственности, а как кормушки.

Ещё один парадокс нашей жизни – «двоемыслие» бытия, где рядом сосуществуют две правды, две морали и два закона: «писаный» и «понятийный». У нашей несвободы великолепная родословная. Коренится она в нашей ментальности, структурах, процедурах, практиках. Свобода же не дочь, а пока ещё падчерица русской истории, этакая Золушка.

Таким образом, всё, что касается попыток убедить народ в полезности «европейских ценностей», то это мне всё это представляется немного наивным.В полезности этих ценностей убеждает сама жизнь. Где-то быстрее, где-то медленнее...

Фото: zen.yandex.ru

Тэги:

Поделиться: