Об этом на заседании экспертного совета комитета по химической промышленности, биотехнологиям и новым материалам «Деловой России» заявил председатель совета директоров ГК«Титан» Михаил Сутягинский.

Любопытно, что проведение экспертного совета инициировал сам глава «Титана». Причиной для этого стала новая волна недовольств омичей, вызванная новостью, с которой глава региона Александр Бурков в начале сентября вернулся с экономического форума во Владивостоке. Он тогда заявил, что с крупной японской компанией «Соджиц Корпорейшн» подписано соглашение о строительстве в Омске новой производственной площадки по производству фенола на базе ГК «Титан».

Энтузиазм губернатора омичи тогда не поддержали, что не удивительно. Перспектива получения ещё одного химического производства на территории города на фоне и без того катастрофической ситуации с постоянными выбросами ожидаемо никого не обрадовала.

Общественница и председатель регионального отделения партии «Яблоко» Татьяна Нагибина тогда сразу же обратилась с открытым письмом к губернатору Омской области Александру Буркову с единственны вопросом: как можно было допустить ситуацию с подписанием соглашения на строительство ещё одного химического производства, явно не безвредного, зная априори, что это ещё больше ухудшит экологическую ситуацию в Омске?

На это обращение тогда никто не отреагировал. Поэтому спустя несколько дней в соцсетях появилось сообщество против строительства завода, а потом и петиция, которую на сегодня подписали уже больше 5000 человек. Однако и после этого реакции НИКАКОЙ не последовало.

В итоге уже в конце сентября, после подачи уведомления на проведение экологического митинга, куда были приглашены губернатор, министр экологии, представители Росприроднадзора и ГК «Титан», случилось чудо: представители ГК «Титан» сообщили, что готовы ответить на любые вопросы, касающиеся производства фенола и озвучили главное — НИКАКОГО нового производства не будет. Будет лишь модернизация на месте взрыва, который случился на предприятии в 2014 году.

Буквально накануне митинга случилось чудо: представители ГК «Титан» сообщили, что готовы ответить на любые вопросы, касающиеся производства фенола и озвучили главное: НИКАКОГО нового производства не будет. Будет лишь модернизация на месте взрыва, который случился в 2014 году

В документе так же говорилось о том, что «проектная документация и результаты инженерных изысканий» уже «прошли государственную экспертизу и получили положительное заключение», а департамент архитектуры выдал «разрешение на проведение реконструкции». Представитель ГК «Титан» Александр Иванов так же подтвердил, что цех по производству фенола будет просто модернизирован и переведён на более современное оборудование отечественного производства.

Впрочем, митинг всё равно случился! В том числе потому, что заявление представителей ГК «Титан» не только не успокоило горожан, но и вызвало волну новых вопросов. Главный из них: если будет лишь модернизация производства с переводом предприятия на современное оборудование ОТЕЧЕСТВЕННОГО производства, то куда тогда денутся японцы со своими технологиями, о которых рассказывал Александр Леонидович? И КОГДА вообще «Титан» успел получить все разрешительные документы, если губернатор говорил, что «основная задача предприятия — договориться в ТЕЧЕНИЕ месяца после подписания соглашения с коллегами из Японии о всех нюансах проекта и согласовать условия запуска нового производства»

Молчание чиновников и отсутствие внятной логики в выдаваемой по чайной ложке информации наталкивали лишь на одну мысль: похоже, нас опять обманывают. А что, если вопрос о модернизации предприятия по производству фенола уже ДАВНО решён и на «Омском каучуке» уже ДАВНО что-то модернизируют, реконструируют или строят? Но делают это ПО-ТИХОМУ. И возможно даже уже и «репетируют» запуск новеньких установок по производству фенола и ацетона. И именно эти «репетиции» и приводят к тем самым регулярным ночным химическим выбросам, поиском которых чиновники так старательно и безрезультатно занимаются уже почти три года?

Так или иначе, но громкий общественный резонанс в итоге возымел определённый результат. Председатель совета директоров ГК«Титан» Михаил Сутягинский инициировал проведение экспертного совета, чтобы разъяснить ситуацию, связанную с производством фенола. Встреча состоялась 25 октября.

«Нам презентовали много нового, современного, интересного: «обзор экологических рисков...», «современные электронные устройства для обеспечения охраны труда и контроля производительности».... Проведена презентация проектов, направленных на воздействие на окружающую среду. Что конкретно будет применяться ГК «Титан» пока не понятно: возможно всё, а возможно и ничего, - рассказала Татьяна Нагибина. Общественница так же отметила, что «обсуждение прошло в довольно дружественной обстановке: присутствующим всё разложили по полочкам, сообщив, что фенольное производство работало в Омске и раньше, но в марте 2014 года на заводе «Омский каучук» прогремело два взрыва». Тогда, по словам Михаила Сутягинского производство хоть и остановилось, но планы на строительство появились сразу же, но уже с увеличенными мощностями.

Планы по строительству производства, но уже с увеличенными мощностями, появились сразу же после того, как в марте 2014 года на заводе «Омский каучук» прогремело два взрыва».

«Вот и сегодня нас заверили, что экологическая нагрузка с запуском модернизированного производства фенола будет снижена в четыре раза. А запуск установки на заводе «Омский каучук» обещают уже 6 ноября», отметила общественница. И напомнила, что ранее она уже озвучивала свои подозрения по поводу того, что на «Омском каучуке» давно что-то строят и делают это по-тихому. И возможно даже «репетируют» запуск новых установок. Поэтому экологическая активистка в очередной раз спрашивает: почему никто не считает нужным обсуждать подобные вопросы с горожанами или хотя бы сообщать нам о том, что в черте города открывается очередное производство второго класса опасности?

Почему никто не считает нужным обсуждать подобные вопросы с горожанами или хотя бы сообщать нам о том, что в черте города открывается очередное производство второго класса опасности?

Мне вот тоже интересно, почему, когда горожане уже сами начинают задавать прямые вопросы, представители власти начинают вести какие-то бессмысленные дискуссии о нужности или ненужности новых химических производств в городе и уверять, что они и так спят по пять часов в сутки, решая экологические проблемы. Но при этом продолжают упорно уходить от ответов на вопросы, которые реально волнуют.

И вот здесь в глаза уже бросается другой, более болезненный вопрос: в какой момент и по какой причине в Омске произошел ВОТ ТАКОЙ раскол власти и бизнеса, который мы наблюдаем сейчас? Почему при полной идиллии в отношении правительства с тем же «Газпромом», совместная работа которых по решению вопросов экологии в регионе активно и открыто обсуждается, освещается и тиражируется, в отношениях с другим, не менее крупным предприятием региона, наблюдается совершенно другая картина?

Сам Михаил Сутягинский в рамках всё той же встречи заявил об этом прямо. Отвечая на наболевший вопрос о том, «какая всё-таки технология будет на производстве фенола, японская или отечественная?», ответил буквально следующее: «Один услышал и написал не то, другой повторил, все подхватили и ситуация накалилась. Что мы подписали во Владивостоке? Соглашение о намерениях с японской компанией «Соджи» на разработку дальнейшей глубины переработки того сырья — фенола, ацетона, который будет у нас как готовый продукт уже здесь. Сегодня мы хотим провести только предпроектную проработку, чтобы можно было оценить эффективность дальнейших действий», — приводит слова промышленника сайт BK55, который так же отметил, что речь изначально не шла об отечественных технологиях, потому что у нас таких попросту нет.

«Фенол — продукт, который у нас был, он и будет производиться. Но нас обязали там, где произошла авария, вместо экспертизы промышленной безопасности, пройти полноценную госэкспертизу, что в итоге легло на нас дополнительными затратами. Ростехнадзор перестраховался, мы потеряли время, город потерял налоги, работники это время прожили на минимальной зарплате», - отметил г-н Сутягинский и далее заявил главное: «Может, мы неправильно сработали с этой информацией, но мы вообще не собирались давать огласку. Но пресс-служба областного правительства успела озвучить именно «завод» и все испугались», — добавил Сутягинский.

Может, мы неправильно сработали с этой информацией, но мы вообще не собирались давать огласку. Но пресс-служба областного правительства успела озвучить именно «завод» и все испугались

Что здесь можно добавить? То, что правительственные пиарщики просто непрофессионально сработали? Сначала случайно не то сказали, потом случайно не обратили внимание на ситуацию, которая вылилась в масштабную истерию с петициями и митингами? Сомневаюсь. Потому что именно общественный резонанс в итоге и подтолкнул промышленников самим выйти на открытый диалог с общественностью. Чтобы объяснить, рассказать, успокоить... А власть в итоге так и осталась в стороне, проигнорировав ситуацию, которую сама же и спровоцировала.

Более того, во время визита в Омск секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева, который к нам приехал, чтобы выяснить, какие меры принимаются для решения «непростой» экологической обстановки (и случилось это, кстати, тоже 25 октября, в день проведения экспертного совета), губернатор признался, что ситуация действительно «очень напряженная» и заявил, что только за прошедшие девять месяцев было выявлено 75 случаев превышения ПДК химических веществ в атмосфере Омска, но в 80% случаев их источником были предприятия не областного, а федерального уровня надзора, - передаёт omskportal.

Глава региона при этом отметил, что, несмотря на то, что именно региональная власть несёт ответственность за экологическую ситуацию в регионе, влиять на работу федеральных надзорных органов она не может. Поэтому была принята договорённость о том, что решать проблему нужно на законодательном уровне и «вырабатывать механизм взаимодействия региональных властей с федеральными надзорными органами в сфере экологии». На что Патрушев логично отметил, что в регионе также должна быть сформирована «соответствующая ответственность и не было препятствий со стороны руководителей хозяйствующих субъектов».

В регионе также должна быть сформирована «соответствующая ответственность и не было препятствий со стороны руководителей хозяйствующих субъектов

Но как этих препятствий избежать, если власть не особо убедительно пытается формировать эту ответственность» хозяйствующих субъектов, что откровенно демонстрирует ситуация с открытием фенольного производства? Что мешало губернатору сразу двигаться в одном направлении с «Титаном»? Так же выйти на открытый диалог? Ответить на волнующие вопросы? Да просто, отправить поучаствовать в экспертном совете (который, напомню, проходил в день визита Николая Патрушева) ответственного за экологию министра, его зама или хотя бы зам зама, чтобы хотя бы создать видимость работы в одном направлении? Зачем было молчать столько времени и продолжать делать вид, что ничего не происходит? Вопросы ведь остаются. Как и факт опасности фенольного производства. А, что, если опять случится взрыв при увеличенных мощностях? И почему власть продолжает обходить проблему стороной?

«Главное, что удалось выяснить в ходе встречи с Михаилом Сутягинским, это то, что никто никогда ни в чём не сознается сам. Хотя, конечно, после этой встречи стало спокойнее. По крайней мере, появилось понимание, что предприятие пытается внедрить новые технологии и вроде как думает о безопасности. Но что от этого меняется для нас, простых омичей? По сути, пока ничего!» – говорит Татьяна Нагибина и в качестве показательного примера поделилась результатами инспекции территории Северо-Западного промышленного узла, где она на днях побывала с инициативной группой омичей.

«Что мы там увидели? Большое количество несанкционированных свалок, до которых никому нет дела. Хотя сейчас, когда уже нет зелени, но ещё не выпал снег, самое время их выявлять и ликвидировать. Но кому это надо? Недалеко от лаборатории «Омский ЛИЦ НИИ Атмосфера» наткнулись на ёмкости с парящей жидкостью, от которых невыносимо несло химией.

Далее на пути к очистным водоканала, мы набрели на какой-то заброшенный полигон, где дышать без противогаза было просто невозможно. Вонь оказалась настолько чудовищной, что до самого вечера этот запах источала наша кожа, одежда, волосы.

Пройти дальше мы просто не рискнули: полигон был испещрён огромным количеством выгребных ям, заполненных какой-то непонятной субстанцией с едким запахом химии, от чего перехватывало дыхание и слезились глаза. Но зато в этот момент к свалке подъехал груженый «Камаз» и вывалил очередную партию каких-то «ароматных» отходов, от которых шло испарение.

Увиденное сложно описать словами. Полная антисанитария и наплевательское отношение к природе, невыносимая вонь, рядом озёра, вода в которых вызывает лишь ужас. И всё это в черте города!

Были ли на этом месте наши губернатор и министр экологии? На что тратятся федеральные миллиарды в рамках реализации нацпроектов, если мы, простые омичи, не видим позитивных изменений. Мы лишь чувствуем застойную вонь проблемы и с ужасом читаем давно не утешительную статистику по онкологии.

Но мы по-прежнему хотим знать правду. Потому что это наш город. И наше будущее», - отметила общественница

Фото: region.metronews.ru, omskportal.ru, vk.com/omsklivenet, vk.com/id211976452

Тэги:

Поделиться: