Могут ли власти взять так просто и ограничить свободу передвижения, декларируемую самой Конституцией РФ? Давайте попробуем разобраться.

Действительно, право на свободу передвижения – одно из основных личных прав человека, закрепленных в основном законе РФ – Конституции. (статья 27). Свобода передвижения является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(266).

Свобода передвижения является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека.

Право на свободу передвижения закреплено как международными актами:

  • Международным пактом о гражданских и политических правах 1966г. (статья 12)

  • Протоколом №4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. (статья 2)

Как указано в вышеперечисленных нормативных документах право на свободу передвижения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, или прав и свобод других лиц.

Основания, по которым может быть ограничено право на свободу передвижения граждан РФ, перечислены в ст. 8 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», их 6.

Право может быть ограничено:

  1. в пограничной зоне;

  2. в закрытых военных городках;

  3. в закрытых административно-территориальных образованиях;

  4. в зонах экологического бедствия;

  5. на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

  6. на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Если говорить об Омской области, чрезвычайное или военное положение у нас никто не вводил, закрытым административно-территориальным образованием она не является, пункт 1, 2, 4 ст.8 также к нам не относится.

На 5 пункт прошу обратить внимание: в случае опасности распространения заболеваний право может быть ограничено в населенных пунктах где введены особые условия и режимы проживания населения.

Что это за особые условия и режимы проживания?

В настоящее время нет однозначного определения и однозначного толкования этих понятий.

Поэтому данный пункт может применяться достаточно широко.

Законодатель не дает исчерпывающего перечня особых условий и режимов, связывая это со значительным разнообразием экстраординарных ситуаций, вызываемых природными и техногенными факторами.

Режимы функционирования государственной системы прописаны в Федеральном законе от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Пункт 6 статьи 4.1 этого закона предусматривает три режима:

-повседневный режим (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);

-режим повышенной готовности (если такая угроза существует);

-непосредственно режим чрезвычайной ситуации.

На территории Омской области введен режим повышенной готовности. (Распоряжение Губернатора от 17.03.2020г. №19-р).

Можно ли его отнести к особым условиям, особому режиму проживания населения, позволяющему ограничивать свободу передвижения граждан в силу ст.8 Закона РФ №5242-1?

Думаю, вполне. Широкое толкование указанной статьи позволяет это делать.

Правительство РФ уже утвердило правила поведения для граждан и организаций при введении режима повышенной готовности (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 №417).

Одной из обязанностей граждан в силу постановления является выполнение законных требований должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

А нас, как вы помните, губернатор обязал с 01.04.2020 не покидать места проживания.

Поэтому, с точки зрения закона, все вроде бы и верно.

Кстати, в случае введения у нас режима ЧС или ЧП (может вводиться президентом РФ) были бы предприняты гораздо более радикальные меры, в том числе ограничивающие свободы и права граждан.

Последствия же введения режима ЧС или ЧП, как правило, влекут за сбой гораздо более серьезный ущерб.

Хотя, по моему мнению, даже при принятии такого решения как введение режима повышенной готовности властями одновременно должны быть приняты достаточные меры, позволяющие нашим гражданам нормально существовать в условиях сложившейся ситуации и гарантирующие нашим гражданам право на достаточный уровень жизни, провозглашенное ст. 7 Конституции РФ.

В случае, если вы попали в затруднительное положение и не знаете, что делать. Пишете мне лично (ссылка на соцсеть), постараюсь помочь

Тэги:

Поделиться: