Его юбилей можно было бы отпраздновать по-разному: устроить массовые чтения, пустить документалки по телевидению, забить ленты соцсетей мемасами о комнате и вирусе. Но это уже избито и пошло. Для столь одиозной культурной величины, как Бродский, такое празднование — всё равно что вторые похороны, так и веет ритуальностью и убогостью.

В Санкт-Петербурге же юбилей писателя отпраздновали непроизвольно концептуально. Пожалуй, только ленивый еще не написал о войне коммунальщиков с фреской поэта.

«Рисунок, посвященный 80-летию со дня рождения Иосифа Бродского, появился напротив квартиры поэта в доме Мурузи 24 мая. На следующий день на этом месте оказалось белое пятно — рисунок закрасили по поручению завхоза 189-й школы». (пишет «РБК»)

Автор граффити Олег Лукьянов, конечно же, был огорчен. Но что последовало потом… Это поистине достойно имени Бродского.

К закрашенной фреске начали стекаться толпы недовольных горожан. И на белом пятне стали появляться стихи, тэги, новые граффити (коммунальщики исправно покрывали стену всё новыми слоями краски) и в итоге, по старой русской традиции, — на руинах нескончаемого противоборства появился пенис, как апогей народного уличного творчества.

Уничтожен ли был поэт или еще больше возвеличен? Вопрос дискуссионный. Завхоз той самой 189-й школы, на чьей стене был выполнен рисунок, призналась, что именно она инициировала уничтожение граффити, ибо не положено:

«Вы знаете, что в школе делать граффити нельзя? Ни вывешивать, ни развешивать, ни писать нельзя».

Номенклатура, казалось бы, в очередной раз победила. Но если граффити и подлежит согласованию в администрации, то контекст никакому согласованию не подвержен — он, как стихия, несется себе вперед и сносит в хтоническом потоке мещанскую мораль.

А ведь фреска с Бродским могла стать достопримечательностью Петербурга. Не локальным арт-перфомансом, который повеселил досужих хипстеров, а магнитом для туристов. Хотя еще не всё потеряно: если художнику удастся найти общий язык с чиновниками, вполне может быть, что Бродского удастся отстоять . Хотя бы в этот раз…

Прав всё ж таки Сорокин: Россия мыслит себя сугубо через литературу.

Тэги:

Поделиться: