Что же нам принес этот кризис хорошего и плохого?

В частности:

  • показал несостоятельность многих бизнесменов, а у многих, наоборот, проявил «крепкие и стальные нервы»;

  • особо подчеркнул важность наличия запаса прочности и сплоченной команды;

  • заставил многих взять себя в руки, оптимизировать и рационализировать бизнес-процессы, а выражение «перестройся или умри» для большинства предприятий, и особенно малого и среднего бизнеса, стало и еще долго будет одной из самых главных мантр;

  • показал важную роль объединяющих сообществ, в том числе общественных движений, представляющих интересы предпринимателей, активно занимающихся как законотворческими инициативами, так и налаживанием коммуникаций и взаимопомощью внутри их членов. Причем их роль может значительно возрасти в самое ближайшее время, когда становится жизненно необходимо держаться друг за друга нормальным людям;

  • еще больше обнажил незащищенность предпринимателей перед надзорными, контролирующими и силовыми ведомствами в части вмешательства в их деятельность, в том числе посредством чрезмерных штрафов, проверок и наказаний. Причем особо остро проявился вопрос безнаказанности представителей подобных структур в случае превышения должностных полномочий, в том числе посредством причинения предприятиям прямого экономического ущерба своими действиями и чрезмерными и несоизмеримыми наказаниями (данный вопрос я уже затрагивал в статье);

В глобальном плане, с одной стороны обострились разногласия, страхи и домыслы, «объяснения» в «низах» (практически все слои населения, бизнеса). Всё чаще мы стали слышать про идеи мирового заговора и мировое правительство, искусственное распространение и продвижение в СМИ коронавируса, «золотой миллиард» населения Земли, близкое уничтожение большей части населения, всеобщую чипизацию, и вполне естественное самоуничтожение человечества в случае дальнейшего бесконтрольного индустриального развития. Более того, об этом говорят во всеуслышание так называемые лидеры мнений. Так Никита Михалков в своей программе напрямую обвинил в заговоре Била Гейтса, в результате чего возник серьезный конфликт с руководством канала «Россия». Но Михалков продолжает выпускать свой «Бесагон TV» в YouTube и «разоблачает, разоблачает, разоблачает».

С другой стороны, мы все увидели четко скоординированные действия подавляющего большинства правительств стран по искусственному замедлению или полной остановке многих сфер и отраслей экономики, в том числе затрагивающих быт и досуг населения большинства развитых и развивающихся стран.

Что это и чем это чревато?

Мировой дефолт из-за постоянно «лопающихся» по спирали вниз предприятий и невозможности быстрого восстановления, и в первую очередь сектора малого и среднего бизнеса. В том числе в череде банкротств компаний и людей, которые не могут зарабатывать, обеспечивать кредиты и выплачивать ипотеку. А волна дефолтов, в свою очередь, приведёт к проблемам в финансовой системе: начнут банкротиться банки, которые не получат платы по кредитам и превысят критическую массу невозвратных кредитов. Про нарушение экономических связей и привычных коммуникаций между предприятиями и странами - вообще отдельная история.

И что же это, вызов возможному механизму сдерживания четвертой мировой войны и уничтожения человечества через прославляемую недавнюю эру потребления и интегрированную мировую экономику или полная перезагрузка всех базисных основ существования человечества?

Или управление изменениями, пока не будет уже слишком поздно?

Истина где-то посередине.

Возможно, чтобы прогнозировать будущее, нужно изучать детали недавнего прошлого.

Кроме всего прочего, интересна информация, подытоженная на конференции ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ по торговле и развитию ЮНКТАД в части доклада о мировых инвестициях 2019 г:

«Почти все многочисленные новые промышленные стратегии, проводившиеся в последние годы как в развивающихся, так и в развитых странах, в значительной степени зависят от привлечения инвестиций. В то же время мы наблюдаем тенденцию сокращения международных производительных инвестиций».

В 2018 году мировые потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) продолжали сокращаться, упав на 13% до 1,3 трлн. долл.

Приток ПИИ в развитые страны достиг самого низкого показателя с 2004 года, сократившись на 27%. Приток инвестиций в Европу уменьшился вдвое до менее, чем 200 млрд. долл., из-за оттока капитала из нескольких крупных принимающих стран в связи с репатриацией средств и значительного падения инвестиций в Соединенном Королевстве. Приток капитала в Соединенные Штаты также сократился: было отмечено снижение на 9%, до 252 млрд. долларов.

С другой стороны, отмечено, что региональные интеграционные инициативы способствуют созданию особых экономических зон (ОЭЗ) вдоль региональных экономических коридоров. Отличительной чертой регионального экономического сотрудничества становятся зоны регионального развития и приграничные зоны, охватывающие две–три страны.

ОЭЗ могут способствовать привлечению инвестиций, созданию рабочих мест и стимулированию экспорта – как прямо, так и косвенно – в тех случаях, когда удается наладить связи между зонами и остальной экономикой. Зоны могут также способствовать участию в глобальных цепочках создания стоимости (ГЦС), промышленной модернизации и диверсификации.

Зоны являются одним из ключевых инструментов привлечения инвестиций. Инвесторов привлекают такие аспекты, как преимущества создания кластеров и экономия за счет совместного размещения. Во многих странах льготы, инфраструктурная поддержка и упрощение деловой практики в ОЭЗ призваны компенсировать недостатки инвестиционного климата.

Программы развития зон должны опираться на бережливый подход.

Новая промышленная революция и цифровая экономика меняют обрабатывающие отрасли, основных клиентов ОЭЗ. Снижение значимости затрат на рабочую силу как фактора, определяющего местоположение объектов инвестиций, будет иметь далеко идущие последствия для ОЭЗ.»

Что это может значить?

Может, наконец, происходит переход мировой экономики на сбалансированный подход, в том числе на набирающем обороты тренде разумных инвестиций, смысл которых сосредоточен не на том, что как можно больше и быстрее заработать денег на чем угодно (на нефти, разоряя и уничтожая природу, на поставках оружия, убивая людей, на игорном бизнесе или наркотиках), а на вложении денег в компании или в проекты, которые приносят не только высокий материальный доход инвестору, но и дающие большую пользу обществу, конкретно людям.

В любом случае, в последнее время мы наблюдаем тренд «минимизация вреда окружающей среде, бережливое производство и потребление, всё больший переход на полезность».

И не поэтому ли всё больший интерес вызывает набирающая обороты шеринговая экономика, которая несет в себе идею совместного использования товаров и услуг. А особо ярко мы это видим на примере Ка́ршеринга — вида пользования автомобилем, когда одна из сторон не является его собственником.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что в будущем будет иметь развитие:

  • Шеринговая экономика;

  • Бережливое производство;

  • Высокотехнологичное производство, упраздняющее роль человеческого труда;

  • Максимальная цифровизация всех процессов, включая жизнь самого человека;

  • Особые экономические зоны, учитывающие экономические, логистические, сырьевые или профильные особенности регионов;

  • Ориентирование на деурбанизацию из-за резкого ухудшения природной и социальной среды жизни в крупных городах (шум, загрязненность, преступность и т.д.). Например, интенсивно сокращается население Лондона, достигавшее 6,6 млн. человек, сократилось за 10 лет более чем на 10%.

Как и на что ориентировать себя как предпринимателям, так и простым гражданам:

  • на принесение пользы семье, предприятию, региону, стране.

Иными словами, техногенные и экологические катастрофы, «МАТРИЦА», мировой геноцид и прочие ужасы, которые мы же сами порождаем своим невежеством, самолюбием, ленью и сиюминутной алчностью - все возможно, и как никогда зависит от всех нас.

Тэги:

Поделиться: