Недавно наткнулся на призыв портала «ВОмске», в котором редакция обращается к читателям с просьбой о помощи. То есть буквально – помогите кто чем может, а то нам капец. Мы качественные журналисты, а ведь качественная журналистика стоит дорого. И если вы, дорогой читатель, хотите и дальше наслаждаться качественной журналистикой, будьте добры, киньте денег нам на счет. С текстом, полным трогательного призыва, можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

И кстати, там есть реквизиты, по которым можно перечислить материальную помощь, что я, например, и собираюсь сделать в ближайшее время. Не потому что люблю этот портал или его главного редактора, а просто так захотелось. К слову о качественной журналистике, она там есть, действительно есть, по ОМСКИМ меркам. С точки зрения редакционной политики, слишком много Наталья Ворохоб (главред) перенесла на новый портал со старого места работы, то есть из БК55.

То, что касается «стараемся писать без чернухи» возможно и стараются, но плохо получается. Чернуха как и почти во всех омских СМИ здесь есть. Но справедливости ради нужно заметить что ее намного меньше, чем, к примеру, в БК55. Да речь на самом деле не об этом конкретном портале, речь обо всей отрасли в целом. Пандемия нам показала что есть много лишнего в нашей жизни. Оказалось, что можно обходиться без такого количества ресторанов, кинотеатров и клубов. А что касается СМИ, то их избыток четко был виден еще до злополучного 2020 года. Только интернет СМИ у нас более пятидесяти, на миллионный город с моей точки зрения это многовато.

Но СМИ все открываются и открываются, из старых изданий уходят главные редакторы и целые коллективы и открывают свои СМИ. Благо на это не нужно особых денег. Но вот хочется задать вопрос, а вы когда открываете СМИ вы думаете нужно это хоть кому-то, и принесет ли это хотя бы каких-то денег? Другими словами, есть ли у вас бизнес-модель жизнеспособная?

Увы, в нашей реальности об этом мало кто думает. Исторически сложилось так, что СМИ основной доход получают из госбюджета (только в омском бюджете предусмотрено около 900 миллионов рублей в год). Или СМИ содержит какой-нибудь богатый человек (группа людей), слово "олигархи" здесь неуместно. Откуда у нас им взяться? Ну или услуги журналистов оплачивают пресловутые иноагенты. В любом случае все эти СМИ дотационные, они не зарабатывают деньги, они осваивают бюджеты.

Даже у очень раскрученных СМИ деньги от продажи рекламы составляют лишь часть дохода. Хотя конечно есть и исключения и даже в нашем регионе. Вот БК55 выглядит вполне коммерчески успешным предприятием, хотя я к этому изданию отношусь крайне негативно. Платить за доступ к информации нормально. И такие примеры платной подписки тоже есть, но их крайне мало. Ну не готов наш читатель платить, или во всяком случае он не готов платить за ЭТО.

И тут замкнутый круг, качественную журналистку действительно делать дорого, но рекламодатель платит не за качество а за рейтинги. А рейтинги это чернуха, хайп и количество любых материалов в единицу времени. Именно поэтому такие издания, как БК55, в топе, хотя это и неприятно. Современный читатель платит не деньгами а своим временем, лайками и репостами.

Еще раз, я не хочу задеть «ВОмске» или позлорадствовать. Я просто хочу понять, а вы когда открывали новое дело вы как планировали зарабатывать? Если вы делаете это для себя, для души, для того чтобы решать какие-то важные социальные вопросы, то вспомните про правило «голодного художника». Ну а если вы открываете СМИ для того чтобы зарабатывать денег, то и подходить нужно к вопросу с точки зрения бизнеса. То есть бизнес-план со сроками выхода на точку безубыточности, сроком окупаемости, рентабельностью и прочими терминами, которые так режут ухо журналиста.

Возможно ли у нас ситуация, когда СМИ безубыточно или даже прибыльно, без участия госбюджета? Да возможно, но это сложный и долгий путь, и здесь как в любом бизнесе нужны первоначальные инвестиции, терпение и умение идти на компромиссы. Компромиссы между рейтингами и качественной журналистикой. Между принципами и «заказухой». Между желанием помочь и желанием заработать. И хочется сказать особенно молодым, СМИ это сложный проект, кто бы что вам ни говорил. Потому что в отличии от ресторанов и магазинов, здесь речь идет о продаже воздуха. А за воздух у нас не любят платить.

Что касается нашего портала www.glager.ru, то до его создания была цель и это не заработок на публикациях, а скорее помогать зарабатывать клиентам нашего одноименного маркетингового агентства. Я знаю сколько тысяч, вернее десятков тысяч, людей нас читают. Я знаю сколько сотен тысяч подписчиков смотрит и читает меня в социальных сетях. Я знаю сколько миллионов просмотров видео на моих страницах. Но что еще важнее, я знаю большинство людей, которые читают нас и смотрят. И именно поэтому мы более эффективно можем реализовывать наши маркетинговые проекты.

То есть я конечно не против когда мне приносят деньги за рекламу, я, кстати, и от читателей не против деньги получать, но просить не буду. Но смысл существования нашего портала не в этом. А в том, чтобы давать клиентам агентства гарантированный маркетинговый эффект за оптимальные деньги. Но и решать какие-то социально важные вопросы свои ресурсы тоже помогают. И кстати такой формат и такое отношение к своим ресурсам позволят мне быть принципиальным и писать только о том, что действительно важно для меня и наших читателей.

А в заключении я хочу сказать всем своим коллегам и по рекламному цеху, и по журналистскому – держитесь, в итоге все будет хорошо.

А если сил держаться нет, не бойтесь изменить свою профессию и свою жизнь. Реализовать себя как автора можно и другим менее дорогостоящем способом, чем содержать свое СМИ. Я это точно знаю, на своем примере.

Тэги:

Поделиться: