Итак, самый первый и самый неожиданный кризис 1998 года. Кто не помнит – август, дефолт, за несколько дней доллар с 6 рублей за единицу скакнул до 24, а потом и 30 рублей. Все развивалось так стремительно, что сразу все и не поняли что происходит. Кроме банкиров, которые за 2-3 месяца до кризиса активно и на «очень хороших» условия переводили кредиты из рублевых в валютные. Я не повелся. Не потому, что опытный (какой там опыт в 24 года), а потому, что очень занятой был и практически все лето отсутствовал в Омске.

Ездил по Европе и активно заключал новые контракты. Нам повезло потому, что мы занимались импортной бытовой техникой и электроникой и, как следствие, все наши товарные активы увеличились в цене вместе с ростом доллара. А почти все кредиты были в рублях. Бытовая техника это не скоропорт, и не подвержена моде как вещи. Так что мы были в плюсе, в большом плюсе.

Меньше повезло тем, кто занимался импортной одеждой и обувью, это в кризис покупают в последнюю очередь. И это очень быстро выходит из моды, и, как следствие, становится неинтересным для покупателя. Тем не менее, там тоже не сильно пострадали. Потому, что потребители стали реже летать за границу, а покупать там вещи вообще стало неинтересно, так что наши барыги распродали все за пару лет, причем с хорошей, правда, рублевой прибылью.

А вот все, кто занимался импортным скоропортом, погорели. У меня был один товарищ, который возил польские яблоки крупными партиями. Так вот ему пришлось продать всю недвижимость, чтобы рассчитаться с долгами. Бабушке на рынке не объяснишь, почему яблоки, которые еще вчера стоили 6 рублей за килограмм, сегодня стоят 24 рубля. Она просто пойдет и купит отечественные, или вообще будет питаться с дачи. Тем более что разгар кризиса пришелся на сбор урожая.

Тот кризис был первым. Мы были молодыми и, с одной стороны, мало боялись, а с другой, не знали, как из такой ситуации выходить. Поэтому кто-то просто «плыл по течению», кто-то сходил с ума (реально), а кто-то сводил счеты с жизнью (и такие были). А кто-то использовал кризис, как возможность. Среди них был и я.

Уехал в Москву и начал работать. А поскольку многие бизнесмены покинули Россию или свернули (законсервировали) бизнес, работы было много. Очень много. Так что поднялся я в считанные месяцы и стал зарабатывать даже не в десятки, а сотни и тысячи раз больше, чем в Омске. Я хорошо помню тот период, в 98 – 99 годах в Москве были полупустые рестораны и магазины. Но все прошло очень быстро, за считанные месяцы. Кто- то оправился от кризиса, а кто-то в нем сгорел.

Никаких уроков я из того кризиса не вынес, но убедился в вере что он – время возможностей. И начались «жирные нулевые». Я бы не сказал, что это был лучший период в моей жизни, но, безусловно, самый интересный. Много работы, много денег, много возможностей. Облетал весь мир, познакомился с кучей интересных людей, запустил кучу интересных проектов.

Тогда чем только не занимался, и импортом, и логистикой, и оптимизацией финансовой и налоговой. Безумные обороты в нескольких валютах, безумные заработки и, как следствие, безумные риски. Но о рисках не думаешь когда молодой и когда так удачно пережил первый кризис. Поэтому расслабляешься. И поэтому пропускаешь удар. А удар был сильный.

2008 год. Какие-то банки «легли», какие-то «прилегли», а какие-то и вовсе исчезли. А вместе с ними исчезли деньги, в том числе мои и моих клиентов. Деньги ушли, а на их место пришли проблемы и депрессия. Я совсем был не готов. Настолько не готов, что долго не понимал, что происходит, и пытался жить по-старому. То есть летать на выходные в Ригу и Милан, ходить по дорогим ресторанам, покупать дорогую одежду.

В общем, жить на «широкую ногу». Долго это не продлилось, через несколько месяцев, может быть год, деньги кончались. Квартиры и машины отошли при разводе бывшей жене, и я остался с кучей шмоток, оргтехники и мебели почти один. Тоже хорошо помню то время. Вместо того чтобы экономить и спуститься на землю я продолжал мечтать о каких то крупных контрактах и проектах и пытаться их реализовать. Таких чтобы решить многомиллионные проблемы «одним ударом».

И пару раз, кстати, получалось неплохо заработать. Настолько неплохо, что нормальная московская семья могла бы жить полгода на такие деньги. А мне их хватало на месяц, ну или два. Не мог, или не хотел представить, что этот заработок может быть последним. А когда деньги кончались, начинал снова бегать и скакать, лезть не думая во все возможные сделки, даже подозрительные.

Вот как–то и залез. Да так, что потерял последние силы и веру, чем усугубил депрессию. Я часто вспоминаю слова моего близкого друга, которые предлагал мне на остатки денег уехать из Москвы в деревню и пожить там год. Вообще не работая, без суеты. А потом вернуться и начать все сначала. Тем более что в 38 лет, жизнь только начинается. И часто думаю, что если бы я так сделал, то, наверное, не сидел бы и не писал статьи, а сидел бы на своей террасе в Юрмале, смотрел на море и потягивал Кир Рояль.

И, конечно, я получил уроки самые дорогие в жизни, и сделал выводы. Главное, сразу в первый же день кризиса пересмотреть свою жизнь и свои расходы, потому что доходов может не быть очень долго. И нужно верить своим друзьям, особенно близким. Нельзя паниковать и впадать в уныние, потому что от туда можно и не выйти. Никогда, даже после окончания кризиса. Или выйти обессиленным, когда ты ничего не можешь делать.

И вот, в 2011 году я оказался в Омске, почти без денег. Но в отличие от первого раза - с большим опытом и многочисленными компетенциями. Приехал я ненадолго, на пару месяцев, отдохнуть и пообщаться с родителями и семьей. Но вот так получилось, что остался здесь до сих пор. Кстати именно благодаря поддержке родных и близких я выбрался из депрессии и снова начал работать. Как всегда много и эффективно.

Эффективно в основном для других, денег для себя зарабатывал немного. Но, как оказалось, мне много и не надо, лишь бы работа приносила удовольствие. За эти десять лет удалось применить те компетенции, которые были получены в Москве и Европе, и приобрести новые. Недавно готовил презентацию для крупного клиента и еще раз убедился, что за последние десять лет я сделал намного больше, чем за предыдущие двадцать. В разы больше.

Крайний (не последний) кризис в третий раз застал всех врасплох. И, наверное, для кого-то он самый сильный и разрушительный. Но не для меня. Я не стал ждать, пока все рассосется и все снимут маски. Сразу порезал все расходы, и личные и производственные. Практически свел их к нулю. Ну и не перестал работать.

А стал работать даже тогда, когда это не приносит денег совсем. Просто чтобы избежать депрессии, боялся, что моя потрепанная к 48 годам психика может не справиться. Как результат, остался здоров и, кстати, при заработках. Не больших, но позволяющих нормально жить и творить.

И главное, я готов в третий раз начать все с начала. Но не с нуля, потому что за плечами огромный опыт, репутация и навыки.

Которые можно только нажить и прожить.Главный мой навык – умение выживать в кризис, более того умение в кризис зарабатывать или сохранять деньги клиентов. Так что я в полной боевой готовности и, кстати, сейчас, именно сейчас стало поступать много заказов. Люди потихоньку просыпаются и начинают думать о будущем. А у меня есть силы и желание это будущее реализовать.

Нет идеальной формулы выживания в кризис. И все эти слова про «время возможностей» чаще всего звучат из уст тех, кто не проходил кризисы или тех, кому просто повезло.

Но я точно знаю, что нельзя унывать в такие моменты и нельзя переставать мечтать. Каждый день. Иначе можно просто сойти с ума.

Тэги:

Поделиться: