Именно благодаря им в короткие сроки стали создаваться качественные товары, услуги и технологии, зачастую превосходящие зарубежные аналоги. На первый взгляд, для бизнеса в России созданы все благоприятные условия. Разработана Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, предполагающая реализацию мер поддержки МСП, позволяющих увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%), оборот малых и средних предприятий – в 2,5 раза, производительность труда в этом секторе – в два раза.

То есть предполагается, что малые и средние предприятия выйдут на суммарный годовой оборот в 50 трлн. руб., с новыми налогами и рабочими местами. А это значит, что субъектам МСП отводится одна из передовых ролей в развитии страны в целом и регионов в частности. Кроме того, 21 апреля 2021 года в своем новом послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин поручил правительству РФ в течение месяца представить дополнительные предложения по поддержке малого и среднего бизнеса. Среди них должны быть меры налогового стимулирования, доступные кредиты, расширение сбыта продукции, в том числе и за счет закупок со стороны крупных госкомпаний.

А на июньском Петербургском международном экономическом форуме президент анонсировал уже пилотный проект 2022 года, который поможет предприятиям общественного питания плавно перейти с упрощенного на обычный режим налогообложения. В частности тех, у кого годовая выручка не превышает 2 млрд. рублей, освободят от уплаты НДС. Да, мер разработано довольно много, и какие-то из них довольно действенные.

Например, программа масштабирования бизнеса для действующих предпринимателей ScaleUp (#SCALEUP55), уже третий год помогающая отобранным молодым предпринимателям в Омске находить точки роста в своем бизнесе через институт наставничества более опытных предпринимателей, искренне делящихся своими компетенциями. И вполне результативно - на 67% увеличился суммарный оборот участников программы. И это у отбираемых ежегодно 20 молодых предпринимателей. И вот так, здесь и сейчас, управляя обучением и наставничеством всего пары десятков предпринимателей, удается получать многомиллионный эффект прироста их деятельности в родном городе! Да и остальные регионы страны, в которых существует программа, не отстают!

Помощником выступает в этом плане и государство. Например, ФОНД ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ (#фондомск), ОМСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МСП (#фондмкомск), помогающие предпринимателям и дешевыми деньгами, и гарантиями, и даже оплатой их профессионального обучения. Много что было и есть хорошего для того, чтобы предприниматель в России стал тем самым базовым элементом новой экономики, независимой от «сырьевой иглы» нашей страны.

НО… Не все так хорошо, потому что есть нечто другое – официальная и неофициальная статистика. Например, согласно статистике Росcтата, 92 % новых компаний закрываются в первый год существования! И здесь корень неудач кроется кроме низкой профессиональной подготовки и организованности предпринимателей еще и в несколько другом. Подавляющее большинство молодых предпринимателей, начиная свою деятельность, даже понятия не имеют, с какими реалиями им придется столкнуться с началом «зарабатывания» денег.

Взять хотя бы многочисленные и специфические отчеты, за несвоевременность отправки которых приходят солидные штрафы. И это только первые «цветочки» на их предпринимательском пути к «богатству и славе» в надетых «розовых очках». Потому что на самом деле дальше начинается самая банальная «дорога смерти», где кроме непосильного налогового бремени и платежей есть и другое – лицемерное отношение чиновников и силовиков к предпринимателям как к нескончаемой веренице дойных коров, и наплевать, что предприниматели, и в первую и главную очередь – субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), ложатся в первые годы работы на «поле смертников» очередными сотнями тысяч «трупиков».

А дальше еще интересней – выжил, поработал несколько лет, начал набирать обороты, и у тебя уже другая история – массированный «прицельный огонь из оружия всех калибров» представителей большинства контрольно-надзорных органов. И непонятно, когда у тебя больше шансов выжить: когда к тебе пришли, чтобы «обкэшиться», или так, «для статистики». Вот и получается, что у предприятий, действующих более 3-х лет, уже другая реальная статистика – более половины из них в современной России закрываются из-за внешнего воздействия налоговиков и силовиков или недобросовестной деятельности конкурентов, опять же зачастую действующих через тех же самых налоговиков и силовиков.

И все это чиновники называют с вполне серьезной «миной» на лице – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ!

Да, мы все чаще видим посадки высокопоставленных сотрудников в погонах, но это носит скорее частные и локальные случаи. Потому что пока выгоду от предпринимателей государство и силы, которые помогают нашей стране, не видят. Или другие силы максимально делают все для того, чтобы «замылить» глаза показушными уголовными делами, как против предпринимателей, так и против коррупционных чиновников и силовиков. Да и государственные типографии не успевают выпускать тонны новых законопроектов, зачастую противоречащих друг другу, не отставая от постоянно изымаемых тонн денежных средств у чиновников и сотрудников государственных органов.

Одним словом – все работают в поте лица. Прямо вечный круг борьбы с коррупцией и «недобросовестными» предпринимателями, многие из которых уже так закредитованы, что очередной арест расчетного счета из-за непомерной суммы налогов или «случайный заход» представителя власти с вопросом «как у вас дела», зачастую сами собой отвечают на постоянный внутренний вопрос российского бизнесмена – «ну и зачем я занимаюсь бизнесом в этой стране?».

Но и здесь есть подвижки в лучшую сторону. Например, проводимая реформа контрольно-надзорной деятельности, частично рассмотренная на организованном в Омске 28 мая прокуратурой и деловым сообществом круглом столе с участием ряда контрольно-надзорных органов. В том числе на примере вступающего в силу с 01 июля 2021 года ФЗ-248. Где бизнесу было дано направление проводимой реформы – СМЕСТИТЬ ВЕКТОР С ПРОВЕРОК БИЗНЕСА НА ЕГО ПРОФИЛАКТИКУ. В части же проводимых проверок также будут внесены некоторые корректировки, существенно снижающие возможность как для злоупотребления рядом сотрудников своим служебным положением в корыстных целях, так и для простого безответственного затягивания их сроков или их бездумного проведения.

В том числе через значительное снижение сроков проведения, согласования практически всех внеплановых проверок любыми контрольными органами, заблаговременная публикация списка предприятий, подлежащих плановой проверке на информационном портале, недействительность результатов проверок не только по решению суда, но и дополнительно по представлению прокуратуры.

Хорошие тенденции. Осталось только решить вопрос с целевой государственной поддержкой реально пострадавшим от пандемии отечественным предприятиям. В том числе все-таки сменить подход к понятию особо пострадавших отраслей на особо пострадавшие предприятия. И критерий тоже можно выбрать очень простой: например, снижение выручки в 2020 году по отношению к 2019.

И помочь тем, у кого произошло снижение как минимум на 20 и более %. И помощь то тоже можно дать очень просто и безопасно для государства – если предприятие подходит под этот простой критерий, то выделяется возвратный беспроцентный долгосрочный кредит в полной или частичной сумме начисленных и уплаченных налогов за 2019 год (как минимум в части НДС и налога на прибыль сроком на 5 и более лет).

А чтобы избежать коррупционных и невозвратных составляющих, выдавать кредит под личное поручительство учредителей и директоров компании. Тогда и назначение будет самое, что ни есть, целевое – сохранение и развитие бизнеса, и гарантия для государства практически стопроцентная, и доверие бизнеса к власти выйдет на абсолютно другой уровень. А параллельно снизить налоговую нагрузку, как минимум в части НДС на период восстановления с дальнейшей реформой по снижению налоговой нагрузки для субъектов МСП.

. И каждый будет заниматься своим делом: предприниматель – предпринимать действия по развитию и переориентированию российской экономики в соответствии со стратегическими целями, государство – государственным регулированием в целях сохранения и развития субъектов МСП.

Вот только получается, что одни люди говорят о важности предпринимателя, а другие, вольно или невольно, занимаются его системным уничтожением, ни много ни мало, покушаясь на государственность страны. Так кто же они, если их действия рассматривать в разрезе текущих и стратегических государственных задач? Не просто враги предпринимателя, а, что ни на есть, враги государства! Вот и получается, что декларируемых президентом целей увеличения доли предприятий МСП в ВВП страны с 20 до 40 % можно не просто достичь, но и существенно превзойти, но только пересмотрев ряд основополагающих факторов:

  1. Снижение налоговой нагрузки у МСП, что существенно снизит количество закрывающихся предприятий с упрощением налоговой нагрузки. Например, через введение прогрессивного налога с оборота вместо НДС и налога на прибыль, дающего предпринимателю возможность оставаться «на плаву» при спадах выручки.

  2. Изменение формата взаимодействия налоговиков, работающих на статистику собранных и доначисленных налогов. Пора уже понять, что постоянно арестовывая счета предпринимателей из-за несвоевременной уплаты налогов и полностью парализуя деятельность предприятия, или работая на статистику собираемости налогов в части их доначисления государство рубит сук, на котором уже сидит краем пятой точки. А в перспективе нескольких ближайших десятилетий, декларируя роль предпринимательства в будущей экономике, реальность может стать полностью противоположной.

  3. Максимальное отстранение всех силовых и налоговых органов от действующего бизнеса, за исключением случаев жизни и здоровья людей, терроризма, национальных проектов, а также интересов национальной безопасности. С полным запретом ареста расчетных счетов предприятий и возбуждением уголовных дел по «экономическим» статьям.

  4. Сопровождение, сопровождение и еще раз сопровождение молодого предпринимателя на его начальном пути, включающее профессиональное обучение, институты наставничества, а также РЕАЛЬНОЕ интегрирование в действующую экономику, чтобы он мог не только выживать в зачастую непонятной российской «рыночной экономике», но и спокойно планировать и качественно выполнять свою работу, заниматься предпринимательской деятельностью, создавая свою частичку ВВП страны.

  5. Более действенное участие профильных общественных организаций, в том числе на примере "ОПОРЫ РОССИИ" (#ОПОРАРОССИИ), в жизни и законотворчестве страны в части взаимодействия с предпринимателями. И обязательно, как мы видим на примере омского региональное отделения "ОПОРА РОССИИ" (@opora-omsk.ru), создание обязательных открытых механизмов для полномасштабного представления интересов делового сообщества в общественных советах и рабочих группах при государственных службах и органах.

Что это даст? Это даст кратное увеличение выручки действующих и «выживших» c нарастающим итогом в будущем субъектов МСП за ближайшие несколько лет с соответствующими возрастающими суммами налоговых отчислений и рабочими местами. Да и улучшение качества жизни в целом, причем с масштабным развитием в регионах. А в перспективе нескольких десятилетий прогрессирующую МНОГОКРАТНОСТЬ, где будут и многотриллионные «экологичные» и прогрессивные финансовые потоки субъектов МСП, частично остающиеся в виде внутренних инвестиций предпринимателя в свою страну. А самое главное – поле для становления крупных предприятий на перспективном экономическом рынке России. И, как результат – гораздо более регулируемая и управляемая экономика и государственность страны, абсолютно независящая от капризной сырьевой составляющей, то и дело «регулируемой» через международные санкции.

Так что господа-товарищи, думайте сами, считайте сами как дальше жить? Управлять постоянно оголтелым народом, а также мелким и средним бизнесом, периодически пытаясь снимать социальное напряжение точечными выплатами населению и предпринимателям, тут же «вымываемые» через беспрецедентный рост цен и тарифов для населения и предпринимателей. Или за несколько лет построить с помощью и силами самих предпринимателей тот самый базовый экономический фундамент страны, при котором и стратегические задачи будут решаться играючи, и финансовые потоки будут смещены с вектора постоянного массового перекредитования и поиска денег (государством, бизнесом, населением) на вектор долгосрочного развития и инвестирования у себя в стране.

Пора уже начинать смотреть в суть и заниматься делом. Пора!

Тэги:

Поделиться: