GLAGER: расскажите, пожалуйста, каким должен быть современный хоккеист? Какие важные факторы его становления можно выделить?

На наш взгляд, помимо спортивного результата очень важно обращать внимание на личные качества спортсмена. Мы всегда советуем спортсменам уделять особое внимание поддержанию своего стабильного психологического состояния и своевременно обращаться за качественным психологическим сопровождением.

Необходимо понимать, что психология – очень важная составляющая жизни спортсмена, поэтому с первых шагов в спорте важно наравне с физической подготовкой заниматься психологической. Причем такую подготовку совместно с тренером должны осуществлять профессионалы, которые, соблюдая этику, будут нести ответственность за свою работу – сегодня это мировая практика.

Личность хоккеиста формируется в ходе его социализации благодаря усилиям родителей, тренера и других общественных воспитательных институтов (детского сада, школы, учебных заведений, спортивных коллективов и т.д.). Желательно, чтобы образование спортсмена включало знания, навыки и умения, сформированные в ходе изучения таких дисциплин, как философия, психология, этика делового общения.

Хоккеист должен находить время для того, чтобы развиваться разносторонне – как физически, так и интеллектуально.

И, конечно, важным фактором является консультирование у профессиональных специалистов с того момента, как юный хоккеист решил связать свою жизнь с профессиональным спортом.

Это и называется культура в спорте.

А насколько важен имидж спортсмена в современных реалиях? Нужно ли предпринимать какие-то специальные усилия для формирования позитивного имиджа? Или задача спортсмена – хорошо играть, а общее впечатление – это дело десятое?

Имидж спортсмена помогает ему сделать карьеру, достичь высоких результатов, а в дальнейшем – найти свое место и снискать уважение в обществе.

«Имидж – это общее впечатление, которое оказывает человек на окружающих. Ваш имидж – это восприятие Вас другими людьми».

Большинство хоккеистов вообще не заботятся о формировании собственного имиджа. Хотя следует заметить, что имидж оказывает прямое влияние на их спортивные успехи, рекламные контракты, социальное положение и будущее. Сейчас лишь отдельные спортсмены занимаются разработкой своего имиджа. На наш взгляд это дело времени, и в скором будущем спортсмены поймут всю важность и необходимость того, что называют созданием имиджа.

Какие самые важные характеристики имиджа хоккеиста Вы бы выделили?

Имидж хоккеиста должен соответствовать запросам общества и иметь в своей основе такие характеристики, как общительность, коммуникабельность, воспитанность, культура поведения за пределами игровой площадки, дипломатичность, патриотизм, стойкий иммунитет к «звездной болезни», уважительное отношение к проявленным знакам внимания (приглашениям на встречи, письмам болельщиков и т.д.), соблюдение основополагающих принципов фейр-плей: уважение к соперникам, к правилам и решениям судей, самоконтроль.

Все эти факторы способствуют созданию целостного имиджа профессионального спортсмена, и в зависимости от того, каким будет этот имидж, решается вопрос о контракте с ним.

Конечно, имидж хоккеиста зависит и от достигнутых им результатов. Чем выше результаты – тем выше его рейтинг, тем больше внимания оказывает ему общество, тем более позитивно окрашенным становится его имидж.

На Ваш взгляд, есть ли прямая взаимосвязь между имиджем спортсмена и его воспитанием и образованием?

Безусловно. Результаты воспитания и образования спортсмена непосредственно сказываются на формировании его имиджа.

Хоккеисту, уделяющему внимание качеству своего имиджа, просто необходимо быть образованным, эрудированным, культурным.

Пример: любимое слово-паразит хоккеиста Яромира Ягра – «vole». На русский язык его можно перевести как «блин». Журналисты посчитали: за 45 минут пресс-конференции Яромир Ягр произносит это слово около 90 раз. Ко всем без исключения он обращается на «ты». Отсюда вывод: грамотные и красивые ответы на вопросы помогут значительно улучшить представление зрительской аудитории о данном спортсмене.

Поведение спортсмена должно быть осмысленным, сдержанным, уравновешенным, необходимо научиться подчинять эмоции ситуации. Во время игры, соревнования хоккеист не должен нецензурно выражаться, даже если соперник его «заводит». Напротив, благородное поведение кумира будет всегда замечено и оценено.

Способность же спортсмена проявлять уважение по отношению к тренеру, соперникам, судьям всегда будет отмечена зрителями и вернется к спортсмену в виде любви и уважения болельщиков.

Довольно-таки значительную роль в формировании имиджа хоккеиста играют его неспортивные увлечения, хобби.

На формирование положительного имиджа уходят годы, а потерять его можно в одночасье. О чем в этом контексте необходимо помнить спортсменам?

Вообще спортсмену необходимо быть крайне осторожным и тщательно следить за своим поведением в обществе. Потому что любая случайно брошенная фраза или неосмотрительный поступок могут незамедлительно сказаться на его имидже, закрепить за ним не самую добрую славу на долгие годы. Чтобы иметь положительный имидж, спортсмен должен излучать жизненную энергию, вести правильный образ жизни.

Выпивший или с сигаретой во рту кумир болельщиков рискует утратить их благосклонное расположение к себе. Он всегда должен стараться быть опрятным, хорошо выглядеть, со вкусом одеваться. Для того, чтобы производить впечатление натуры разносторонней, следует иногда менять спортивный костюм на смокинг, демонстрируя свое умение быть элегантным.

Часто болельщики бывают слишком навязчивыми, особенно если дело касается настоящих «звезд». Как правильно хоккеисту выстраивать отношения с болельщиками?

Действительно, имидж спортсмена формируется не только его умением общаться с представителями СМИ, но и его отношением к любителям спорта и болельщикам. Хорошо, если эти отношения складываются у спортсмена удачно с самого начала. Но никто из них, к сожалению, не застрахован от возможных проблем во взаимоотношениях с этой публикой, которая, кстати, является главным потребителем и распространителем имиджа спортсмена.

Повышенный интерес к личной жизни кумира – явление, в общем, обычное. Родственники становятся таким же важным каналом информирования общества, как и сама звезда спорта.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование имиджа хоккеиста в большой степени зависит не только от уровня его спортивных результатов, но и от информации, подаваемой о нем в СМИ.

А что можно сегодня порекомендовать спортсменам по ведению своих разрешённых социальных сетей? Это тоже связь с болельщиками, не так ли?

Абсолютно правильно! Сейчас то время, когда надо выстраивать свой личный бренд, например, вести свои соцсети, грамотно работать над контентом. Соцсети спортсмена – это его личное портфолио. Болельщики хотят видеть реальные истории своих кумиров и очень важно уметь правильно и честно излагать свои мысли, а также уметь грамотно общаться с болельщиками, со своей аудиторией, быть психологически устойчивым. Конечно, сейчас есть специалисты, которые ведут аккаунты, но спортсмен как минимум должен уметь контролировать процесс и разбираться в нём. И не забывать, что личная страница – это его лицо.

Как известно, время максимальной продуктивности спортсмена, когда он находится в центре внимания, очень ограничено. Можно ли сделать так, чтобы имидж хоккеиста «работал на него» и после завершения карьеры?

Спортсмену никогда не следует забывать о том, что спортивная слава так же недолговечна, как и искусственна. Если хоккеист не приносит больше дохода, то он попадает в «каменный мешок», откуда не доносится ни звука: о нем больше не говорят, даже если он находится в беде и перед ним возникают трудности. Он становится жертвой миража, созданного вокруг его имени, отвергнутый судьбой, которая способствовала ему в дни удачи, но которой он не смог по-настоящему воспользоваться.

Образ спортсмена должен быть больше его достижений, чтобы обеспечить ему жизнь вне спорта. Поэтому хоккеисту необходимо постоянно заботиться о своем имидже.

Значительный вред имиджу спортсмена и спорта в целом в глазах широких народных масс наносит раздувание в СМИ шумихи и скандалов вокруг негативных поступков и происшествий в спортивной среде вроде хулиганского поведения.

СМИ не должны акцентировать внимание общественности только на сенсациях, негативных фактах и скандалах из жизни спортсменов, а раскрывать те трудности, которые спортсмен, команда и тренер преодолевают благодаря трудолюбию, самоотдаче, усердию и т.д.

И ещё очень важно помнить, огромное значение в формировании позитивного имиджа хоккеиста играет его социальная защищенность, особенно после завершения спортивной карьеры. Для спортсмена не существует выбора уходить из спорта или остаться. Его стезя напоминает рекламный трюк «два в одном флаконе»: «вот, дорогой, и пробил час, жизнь № 1 заканчивается, начинается жизнь № 2». Не все преодолевают этот, казалось бы безобидный, барьер легко.

Вспоминается советский фильм «Москва слезам не верит», где бывший спортсмен начинает употреблять спиртные напитки.

В реальной жизни таких примеров много.

Можно поставить важный вопрос: почему такое вообще происходит? Ведь в представлении большей части общества спортсмены – это наоборот закаленные, «непробиваемые» люди, с детства привыкшие к преодолению трудностей и здоровому образу жизни?

Действительно, спортсмены – очень обязательные и ответственные люди. Они живут от тренировки до тренировки, от сборов до сборов, от соревнований до соревнований. Человек втянулся в этот режим, не мыслит жизнь без него, не представляет даже, что может быть иначе. И так проходит полтора-два десятка лет, до окончания спортивной карьеры.

И что получается? После жесткого режима и расписанной по минутам жизни, человек остается один на один со своими проблемами и ощущает себя потерянным.

Нет ли тут ситуации какой-то тотальной обреченности и что можно вообще сделать в подобных случаях?

Никакой обреченности нет. Для предотвращения таких случаев нужно вовремя обратиться за квалифицированной помощью грамотных спортивных психологов.

Есть, конечно, и много удачных примеров, хоккеисты находят себя в разных направлениях и весьма успешно.

Все вышесказанное еще раз подтверждает необходимость существования четко организованной системы психологической защищенности спортсменов на всех этапах их жизни.

Что бы Вы могли порекомендовать родителям и тренерам совсем юных хоккеистов, у которых вся карьера еще впереди?

Мы ещё раз хотим сконцентрировать внимание всех, кто вовлечен в детско-юношеский спорт: необходимо на самых первых этапах этого долгого пути прививать ребёнку культуру в спорте и уделять должное внимание психологическому сопровождению юного хоккеиста. Чем раньше родители и тренеры поймут значимость этого направления, тем легче будет выстраивать успешную карьеру спортсмена.

Первое хоккейное бюро – уникальный проект, созданный для того, чтобы помогать юным хоккеистам добиться поставленных целей. На одной платформе мы объединяем и спортсменов, и их родителей, и тренеров, и спортивных психологов, и юристов, и пиарщиков.

Тэги:

Поделиться: