19 июня 1999 29 министров из ряда стран подписали декларацию об образовании в Болонском университете, в честь которого и была названа новая универсальная система образования. По задумке её создателей, это должно было обеспечить взаимное признание дипломов между странами. Именно с принятием Болонской системы распространилось всеобщее разделение на бакалавриат, магистратуру и аспирантуру, что ранее было исключительным явлением. Россия подписалась под участие в Болонском процессе в сентябре 2003 года. Страна активно нуждалась в экономическом и культурном сотрудничестве с европейскими странами, чему должна была поспособствовать общая система образования. На тот момент в стране всё ещё действовала советская система высшего образования.

В результате Болонскую систему внедрили в высшие учебные заведения, тогда как от идеи введения 12 классов на европейский манер в школах отказались, сохранив одиннадцатилетку. Также с интеграцией России связано введение в школы системы единого государственного экзамена (ЕГЭ). Однако, сам экзамен не имеет прямого отношения к Болонской системе: его введение не является обязательным требованием, согласно концепции, однако, используется для обеспечения равных прав при поступлении в ВУЗы. Именно по этой причине в РФ пока не идут разговоры об отходе от этого формата экзаменов.

24 мая 2022 года министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что Россия откажется от Болонской системы, перейдя на собственную образовательную систему. 25 мая профильный комитет Госдумы по науке и высшему образованию совместно с правительством начал работу над практическими шагами по выходу России из Болонской системы. Однако, что именно подразумевается под реформой образования — пока не ясно. По заявлениям Фалькова, есть вероятность того, что разделение на бакалавриат и магистратуру будет сохранено.

6 июня все российские вузы были исключены из Болонского процесса решением самой организации. Что это будет означать для российского высшего образования и какие последствия ожидают российских студентов нам рассказал руководитель Всероссийского Фонда образования, член-корреспондент РАЕН Сергей Комков.

- «Мы, фактически, и не приступали ко вступлению в Болонскую систему. То, что мы в 2003 году присоединились к этому соглашению, ещё не означало, что мы стали его полноправными участниками, потому как российские дипломы как не признавались в Европе и мире, так и не признаются до сих пор» - рассказывает Комков.

Президент ВФО добавляет, что введение трёхуровневой системы началось ещё в середине 90-х годов. Болонская система — это соглашение о взаимном согласовании позиции в системе высшего образования, а то, что сегодня называется «Болонской системой» — деление на бакалавра, магистра — появилось ещё в середине 16-го века. Такое обучение строилось на базе университетов, которые основывались при монастырях. Бакалаврами считались лишь классифицированные чтецы Священного Писания, а магистрами были люди, которые имели право трактовать Писание и излагать на его основании собственные мысли, совершать некие научные изыскания. Докторами называли тех, кто имел право обучать своей дисциплине бакалавров и магистров. В 1995 российское правительство издало постановление, которое вводило по некоторым предметам бакалавриат и магистратуру.

- «Я считаю, что в некоторых дисциплинах мы можем готовить по двухуровневой системе. Например, философов, историков, архивистов, юристов... Но готовить по такой системе педагогов, врачей, инженеров и специалистов в других областях категорически нельзя. Для этого нужна другая система – больше для такого подходит специалитет, когда специалистов начинают готовить буквально с первого курса», - заявил Комков.

Однако, по его мнению, заниматься обсуждением этого вопроса должны не чиновники, потому что многие из них являются людьми с достаточно низким уровнем компетенций и знаний: это бакалавры, которые, порой, сами не особо разбираются в своей области руководства. Это сфера ответственности специалистов. Сергей Комков, по его собственным словам, уже неоднократно предлагал собрать съезд педагогических образовательных руководителей и научных экспертов.

- «На этом съезде мы должны очень серьёзно обсудить, как будет развиваться наша образовательная система. Только опытные люди, понимающие, как должна работать образовательная система в России, могут найти правильное решение. Даже несмотря на моё неплохое отношение к некоторым депутатам Госдумы — они не могут решить эти вопросы в силу своей низкой компетенции», - уверен член-корр РАЕН.

По мнению президента ВФО, негативных последствий для представителей профессий, которые сейчас обучаются по ступенчатой системе, в принципе не будет. Например, представители гуманитарных наук — историки, философы — смогут спокойно заниматься научной деятельностью в своём направлении, смогут спокойно работать по своему образованию. Более того — они даже смогут спокойно работать со своими западными коллегами. Сергей Комков сам является профессором в двух европейских университетах — Брюссельском и Карловом университете в Праге, а также членом нескольких европейских академий, поэтому как никто другой осознаёт важность научного сотрудничества между странами:

- «Я общаюсь со своими коллегами. Я понимаю, что общение с иностранными специалистами и профессионалами всё равно должно продолжаться. Но только надо понимать где, в какой области, в каких отраслях и на каком уровне. Если мы готовим специалиста в области конкретных технологий — например, в области металлургии или в области каких-то полезных ископаемых, которых никогда не было ни в Европе, ни в Америке — то, извините, о каком взаимодействии может идти речь? Кстати говоря, что касается взаимодействия с IT-специалистами — здесь нам в большей степени придётся сотрудничать с нашими коллегами из Юго-Восточной Азии. Потому что наши коллеги из Южной Кореи, из Китая, из Тайваня имеют намного более высокую квалификацию и подготовка там значительно более мощная, чем в Европе и Америке».

Комков считает, что нет ничего страшного в формальных протоколах выхода из Болонской системы. В Европе каждая страна имеет своё образовательное сообщество, что в определённый момент вынудило представителей этих сообществ собраться и подписать соглашение о взаимодействии. Однако, даже в рамках этого соглашения не всё так складно, поэтому выход из него не является катастрофой.

- «Те, кто пытается представить это как крушение всего и вся, либо провокаторы, либо глупцы. Мы должны строить свою систему высшего образования на своих собственных интересах – интересах своей собственной страны, своего развития и своей экономики. А не на интересах Запада, Европы или Америки», — заключает президент Всероссийского Фонда образования.

Фото: https://openmedia.io/infometer/daritel-ikony-zhertva-xarassmenta-zashhitnica-tradicionnyx-cennostej-kto-prishyol-na-press-konferenciyu-putina/

Тэги:

Поделиться: