Инновации сопряжены не только с разработкой и реализацией новаторских продуктов, технологий или методик, но и с их правовым обеспечением, нормативной защитой и гарантией сохранности интеллектуальной собственности. Даже зрелым людям порой бывает сложно уследить за такими нюансами, что уж говорить о молодых перспективных учёных. А ведь именно такие детали порой могут обеспечить не только процветание, но и выживание проекта. О том, в чём важность регистрации так называемой «торговой марки», и почему этот шаг является столь же необходимым, как и сама работа инноватора – на портале GLAGER рассказывает юрист и патентный поверенный Юрий Найдеров.

Широко используемое в обороте понятие «торговая марка», являющееся дословным переводом слова «trademark», в российском законодательстве нашло отражение как «товарный знак». То есть, «торговая марка» и «товарный знак» это синонимы. Также в качестве синонима можно рассматривать понятие «знак обслуживания», которое используется применительно к услугам, а не товарам. Всех их обобщенно называют «товарными знаками». Нужны такие знаки для того, чтобы выделять и различать вашу продукцию с аналогичной продукцией других лиц или, как говорят специалисты, «индивидуализировать» товары и услуги. Чаще всего это делается путем использования оригинального названия и/или изображения. Поэтому торговая марка может представлять из себя слово или словосочетание, некое изображение, или быть в виде комбинации того и другого.

Закон не заставляет регистрировать торговую марку, однако настоятельно рекомендуется это сделать, чтобы получить преимущества как в плане правовой охраны, так и в плане определенных конкурентных преимуществ. Процедуру регистрации торговой марки в обиходе часто называют «патентованием», что, к слову, не совсем корректно.

Хотя бы потому, что охранный документ в такой процедуре именуется «свидетельством», а не «патентом», даже несмотря на то, что государственный орган, осуществляющий такую регистрацию, имеет сокращенное наименование Роспатент. Процедура регистрации довольно длительна, сложна и затратна, поэтому перечислим основные преимущества, которые оправдывают регистрацию торговой марки:

  1. Зарегистрировав знак, лицо получает «легальную монополию» на его использование, иными словами - возможность применять такой знак только им или же уполномоченными лицами и, соответственно, запрещать его использование кем бы то ни было другим. Исключительное право на товарный знак возникает только в силу предоставления ему правовой охраны со стороны государства.

  2. Правообладатель получает все предусмотренные законом возможности защиты своего права, в том числе возможность требовать от нарушителей уплаты компенсации за незаконное использование.

  3. Зарегистрированный товарный знак позволяет защищаться не только от использования неуполномоченными лицами идентичных знаков, но и знаков сходных до степени смешения (то есть когда чей-то знак практически копирует ваш) в отношении таких же и даже однородных товаров и услуг. Это позволяет, в частности, бороться с разнообразными знаками-имитациями и знаками, используемыми для близких и взаимодополняемых товаров и услуг.

  4. Правильно зарегистрировав знак, можно спокойно продавать свой товар, не опасаясь запрета его использования. Пока регистрация вашего знака действует, требования других лиц о нарушении прав на их знаки и запрете использовать ваш знак не могут быть удовлетворены.

  5. По вышеуказанной причине многие интернет-магазины или сразу требуют подтвердить регистрацию товарного знака, используемого для продаваемых товаров, или требуют это сделать под угрозой приостановки продаж при возникновении претензий других лиц о нарушении прав на их товарные знаки.

  6. Зарегистрировав знак, лицо получает актив, который может быть предметом сделок, в том числе быть предметом залога при привлечении средств и получении кредита. Наличие зарегистрированного знака всегда придает солидность проекту, а в рядке случаев именно знак выступает потом основным предметом сделки при продаже бизнеса.

  7. Только зарегистрированный товарный знак может быть предметом лицензионного и других договоров на использование товарного знака. А договор франчайзинга, или, как он именуется в законе, закон коммерческой концессии, в принципе невозможен без регистрации товарного знака. Соответственно, без регистрации знака создать соответствующую закону франчайзинговую сеть не получится.

  8. На базе зарегистрированного в России товарного знака можно осуществить его международную регистрацию в других странах.

Особо стоит подчеркнуть, что регистрация товарного знака подразумевает соблюдение большого количества законодательных требований к самому знаку. К сожалению, нередки случаи, когда предприниматели тратят значительные средства на дизайнерскую разработку и продвижение торговой марки, которую потом не получается зарегистрировать, а иногда даже приходится впоследствии отказываться от нее с заменой на другую.

Также бывают случаи, когда изначальный выбор знака и непродуманная во всех отношениях стратегия регистрации именно из-за допущенных ошибок и отсутствия опыта не позволяют потом в полной мере реализовать те преимущества, которые такая регистрация должна предоставлять. Поэтому озаботиться и заняться данным вопросом желательно как можно раньше, по возможности - с привлечением профессионалов, ввиду наличия многих нюансов.

Тэги:

Поделиться: