Давайте начнём без обиняков, бюрократизма, бумажно-канцелярского псевдоязыка и прочей скучной и однотипной глупости, которая только скрывает суть.

Россия слишком большая, чтобы не быть техногигантом. Россия слишком большая, чтобы не предлагать настоящие инновации, показывать всем «наше ноу-хау, смотрите, не захлебнитесь от зависти». Огромный человеческий ресурс (речь идет, разумеется, об интеллектуальном потенциале, о тех самых мозгах), феноменальные территории, в землях которых лежат сотни, тысячи, миллионы ресурсов. Так, Россия, на секундочку – четвертая в мире по запасам никеля, коего в наших землях почти 9 миллионов тонн. А никель – это аккумуляторы, это протезы, это химическая промышленность. В недрах России найдутся и литий, и кобальт. Есть ли умы? Нет, что вы, вот раньше у нас были Ломоносов и Александр Попов, а сейчас все ученые (в том числе молодые) вымерли. Сарказм, разумеется. Ясное дело, никуда светлые умы не делись. И, несмотря на всё это – «ёфон» и «ёмобиль», вызывающие лишь смех и шутки в интернете, новости о возрождении Москвича, через пять минут ставшие мемом, и «е-баллы»… No comments.

Не первый год в России неслышимо в воздухе веет глас научного народа – где наш, отечественный, Илон Маск? Где наша Тесла? Где российский СкайЛинк? Почему у них – робот Атлас, вызывающий отделение нижней чести от верхней (полное отделение), а у нас – робот Фёдор (печально, что он мой тёзка), который даже если что-то и умеет, давно пропал с информационных радаров и пал в информационное же забытье? Где наши автомобили? Почему МЦКшные поезда – это Siemens? Почему нет наших смартфонов? НОРМАЛЬНЫХ смартфонов? Почему якобы «НАШИ» процессоры Эльбрус и Байкал построены на британской архитектуре ARM? Почему на картинке-схеме марсохода Perseverance (знаковая миссия Mars 2020) есть флаги множества европейских стран, участвовавших в его создании… Кроме российского?! Мы что, не можем? У нас нет мозгов? У нас нет способностей? У нас нет талантов, которые могут в технологии?

Да есть. Имеются. Могут. Такой ответ мне дает создатель проекта «РАЙ для инноваторов» Анатолий Валетов. Анатолий проделал долгий путь в российской научно-экономической сфере. Закончил Пеннсильванский Университет и Университет Альберта и Людвига в немецком Фрайбурге, Сингапурский Университет Управления и Софийский Университет (направление – международное взаимодействие Jean Monnet Network), и это без учета российских ВУЗов (коих тоже четыре). Учатник Альянса Международных Финансовых Центров и руководитель Московского Инновационного Кластера, где создал Академию инноваторов и Клуб Венчурных инвестиций. Человек, знающий, чем отличается термин «геймдев» от термина «препродакшен», и желающий видеть молодые лица в науке – «сыпящийся песок не красит, если кроме песка нет ничего». И вот теперь Анатолий Валетов жаждет создать РАЙ – а если заменить последнюю букву, то получится РАИ. «Российская Ассоциация Инноваторов». Неплохая игра слов – но есть ли что-то за обёрткой?

  • В России ведь уже есть Росмолодёжь (если вообще не упоминаем – «организации, занимающиеся молодым поколением»).

  • Я вообще не слышу ничего о промолодёжных организациях, от слова «совсем». Я не встречал ни одного упоминания о каком-то конкретном проекте. Есть просто некая винтовая программа из 12-15 программ в год, танцы с бубнами в Ивенке или что-то такое. Хотя есть позитивный пример, Таврида – когда подросткам или школьникам представители бизнеса или иных кругов говорят «вот ты у меня постажируешься». Но это все равно все другое.

  • Хорошо. Вы решили сделать свой проект. Почему и зачем?

  • Первое – нам это нравится. Я много ездил по регионам последнее время, и для меня было шоком, что полно молодых людей, у которых есть идеи – классные идеи – и им не к кому с ними обращаться. У них нет обратной связи. У них полное отсутствие понимания – к кому идти, кто им может помочь с реализацией, какие у них шансы, что перспективно. Нет возможности самореализоваться. Это я о регионах в первую очередь говорю, естественно. Мне нравится идея дать молодому – по-настоящему молодому - поколению толчок к самореализации.

Анатолий рассказывает, что в России нет проблем с «пытливыми умами». Проблемы есть с тем, что таким умам требуется – нечто, что подтолкнёт их вперёд.

  • Уже когда развалился Союз, я был вроде в седьмом классе, примерно 92 год, и я просто бродил, шатался по абсолютно пустым улицам от нечего делать – а делать реально было нечего, всё позакрывалось. Но ещё работала сеть «клуб юного техника». Я как-то зашёл из интереса, сел, мне говорят – ну давай будем делать радиоприёмник. Я говорю «как это?», а мне – ну ты давай, начинай, через неделю будешь уметь. Дали мне транзисторы, плату, какие-то диоды, паяльник – «вот, паяй по схеме, учись». Ну, естественно, объяснили, что вот диод для этого, транзистор этот для этого. И все, примерно через неделю я запаял радио. Такие дела. Правда, через неделю все эти клубы юных техников закрыли. И сейчас в регионах вот так все обстоит. Пытливые умы есть, и с генетикой и с самообразованием все в порядке – а инструментов у них нет. В глобальном смысле.

  • Вы пять лет прожили в Америке, и представляете, какое количество молодых специалистов в России сегодня отреагировали бы мандражём и восторгом на предложение поехать в «кремниевую долину», в Microsoft, и так далее. РАИ, судя по концепции, хочет предложить им возможность реализоваться здесь, в России. Каким образом? Что конкретно даст РАИ инноваторам здесь?

  • Я за жизнь был в 150 странах. Никаких железных занавесов и прочего бреда. Никаких преград для людей, если они хотят за границей поработать или поучиться. Нужно дать альтернативу. РАИ станет такой альтернативой. У нас искреннее желание это сделать.

Итак, Анатолий Валетов рассказывает по пунктам, что будет делать РАИ:

  1. Есть молодёжь, и она разрозненна. Нужно объединять этих разрозненных игроков и содействовать их кооперации. Это будет платформа с созданными условиями коммуникации таких людей. Где они смогут общаться на одном языке и объединяться. В том числе для достижения каких-то осязаемых результатов, будь то деньги, образование, техника. В том же кластере был поставлен эксперимент. Было 500 игроков, с помощью требуемых инструментов мы отобрали 100 наиболее жизнеспособных проектов, остальные 400 ребят, чьи идеи остались на уровне теории, присоединились к 100 пробившимся. Вася прошёл, а Петя не прошёл, но Петя может присоединиться к Васе, потому что обладает уникальными знаниями и компетенцией. Возможность присоединяться к таким командам, формировать группы вокруг лидеров – такой возможности сейчас нет. И для этого даже не обязательно сейчас жить в одном городе, для формирования команды реализации какого-то проекта. Мы формировали команды, в которых участники были из 3-4 разных регионов – и они доходили до конечного продукта! Если у человека индивидуальный проект – никаких проблем. Но у него всегда будет возможность на нашей платформе объявить – «я пилю совершенно новый чайник, в котором заложена функция варки пельменей. Я инженер, но не умею создавать дизайн. Есть дизайнеры? А ещё я не умею продавать. Есть коммерс к нам в команду? А ещё деньги. Давайте совместно скинемся». У меня есть реальный пример подобного проекта. Через меня проходил стартап, печка QMe. Они сделали такую инновационную вещь, которая супер быстро размораживает – там, за минуту из глубокой заморозки, и тут же за две минуты готовит эту еду. И они продают эту печь малому бизнесу и поставляют ему же еду глубокой заморозки. И этот малый бизнес может открыть точку где угодно, по сути, ему 10 метров надо. И один человек для всего процесса готовки. Надо 50 000 рублей внести, и всё – они тебе все поставляют, пошло-поехало. Вот они, где деньги. Но об этом же никто не знает! И вот подобных проектов уже есть десятки – где-то там, «под ковром». А если вытащить на свет и дать пример? Сотни. Тысячи. Самых разных масштабов и направленности. Анатолий отмечает, что никаких входных фильтров не будет. На более поздних этапах будет система рекомендаций, когда люди будут друг друга рекомендовать на работу или в команду. «Тогда да, мы можем просить, скажем, две рекомендации, тщательно проверять их и так далее. Будет фильтрация качества проектов. Чтобы идти вперед, надо уже будет сделать что-то конкретное, не должно быть «вот на бумаге красиво.. и всё».

  2. РАИ со временем должно стать «гласом молодёжи» - способом выражения того, что их беспокоит. Массово. Глобально. Одно дело – отдельные твиты и комментарии, другое – запрос на свою культуру, на реализацию того, что для них важно, запрос, который БУДЕТ услышан в силу системности и масштабности.

  3. Попроще! Да не нужны эти дурацкие книги записей, буклеты, скучные однообразные лозунги. А вот тусовка нужна. «А вечером-то что будет?». Как в том видео, «а у нас будет что-то типа обеда?» (усмехается). Проще говоря – платформа возможностей, от которой не веет вот этим престарелым бюрократизмом, от которого скулы сводит – и главное, толку ноль целых ноль десятых. Реальные дела на фундаменте лёгкости и ощущения «здесь свои».

  4. Без материальной составляющей всё это было бы несерьёзно. Она будет как прямая, так и косвенная. Как деньги – так и, например, система баллов (вспоминает про «е-баллы» и смеётся). Которые можно конвертировать во что-то вполне материальное – скажем, курсы обучения Python, Maya, 3ds Max, любая онлайн-библиотека (интересно, будет ли доступ к HQ-библиотеке NASA? прим. ред.). На развлечения любые – билеты в кино или на концерты, подобные приятные мелочи.

  5. Возможность, если проект уже реализован – прорекламировать его. Сделать так, чтобы о нём узнали, и заработать на этом деньги. Проще говоря, дать возможность ребятам выбраться из гаража и выйти на рынок.

  6. Если на простом примере, то вот приходит к нам Вася, «у меня обалденный проект, я сейчас тут такую суету с ним наведу». Мы ему присваиваем digital-статус, типа «Вася-инноватор», заявляем – вот Василий, проект такой-то, ячейка в Урюпинске, связываться так-то. Далее мы Васе можем давать различные инструменты. Скажем, связываемся с региональной администрацией, «так и так, мы РАИ, вот человеку нужно помещение». И помещения есть, и они бесплатно их всем дают – но опять-таки, об этом никто не знает. И достигаем того, что у Васи, образно говоря, раз в неделю есть техническое помещение, где он с командой может заниматься разработками. И мы будем этого достигать – потому что по отдельности – Васю – никто не будет слушать. А РАИ – будут. Да и личные наработки у нас уже тоже есть. И связи.

  7. Мы продвигаем онлайн-образование и цифровые профессии. «Хочешь зарабатывать бабло? Начни заниматься вот этим, инструменты для обучения подгоним». И не надо рассказывать молодым, что зарабатывать это плохо, «работай за идею»! Не надо этого лживого бреда! Потом можно будет думать о том, чтобы дарить успешно обучающимся ноутбуки, или какие-то программы с рассрочками под ноль процентов… Можно будет разгоняться. Проще говоря, это будет не только реализация проектов, но и в определенных случаях – реализация людей, объясняет Анатолий. «Обучись, пройди курсы. И это, по сути, уже готовое рабочее место. Самореализовывайся не хочу».

Анатолий отмечает важный момент – «Когда мы говорим об инноваторах – речь далеко не только о компьютерных технологиях или подобных вещах. Это могут быть разные, самые разные сферы! И молодые хотят – и должны, обязаны иметь возможность – воплощать свои замыслы, самые смелые и самые наглые.

Человек может предложить нечто вроде «слушайте, я знаю, как двор обустроить, чтобы всем хорошо было». Да, даже на таком уровне.

Есть деятели, парни, девочки, которым не всё равно. Они хотят делать – у них должна быть возможность делать. Мы хотим дать им эту возможность».

Как рассказал Анатолий, проект, по сути, уже запущен. Полноценное информирование и приём заявок начнётся вот-вот – что называется, следите за новостями.

Тэги:

Поделиться: