В СМИ прошла информация, что Горьковский автомобильный завод пытается через суд оспорить решение Роспатента об отказе в регистрации товарного знака в виде стилизованного изображения птицы – такой символ ранее использовался на легендарном автомобиле «ЧАЙКА».

С просьбой прокомментировать данную ситуацию редакция «GLAGER» обратилась к патентному поверенному Юрию Найдерову.

  • Почему вообще возникают споры по старым советским торговым маркам?

Вопросы, касающиеся судьбы известных еще с советских времен торговых марок, периодически возникают уже лет двадцать как минимум. Речь, прежде всего, идет о случаях их присвоения частными лицами. Причем не всегда это было результатом злонамеренных действий с их стороны. Какие-то марки вообще никогда не регистрировались, какие-то оказались брошенными ввиду развала государственных предприятий, либо права на них оказались в свое время не продленными, т.е. в определенный момент те или иные марки оказались просто ничейными. А поскольку в памяти потребителей они еще оставались и остаются до сих пор, то вполне объяснимо, что определенные лица пытались зарегистрировать их, или же что-то очень похожее на них, уже на свое имя. Иногда даже с благой целью – восстановить соответствующее производство, продолжить традиции и т.п. Впрочем, не без намерения извлечь из этого и определенные коммерческие выгоды. Однако со временем государство или компании, считающие себя правопреемниками тех советских предприятий, тоже про них вспоминали, пытались получить права на них обратно, в связи с чем, как правило, и возникали соответствующие споры. Естественно, в ситуации когда пытаются реанимировать тот или иной старый советский продукт или же создать пусть и нечто новое, но имеющее связь с прошлыми разработками и продолжающее давние традиции, закономерно возникает вопрос использования старых торговых марок, под которыми такие разработки были представлены тогда и которые все еще помнят потребители. Лучший вариант в таком случае получить их правовую охрану в качестве зарегистрированных товарных знаков, для чего подаются соответствующие заявки в Роспатент. Кроме того, это позволяет обезопасить себя от возможной регистрации чего-то похожего другими лицами.

  • А изображение птицы и вообще эмблему автомобиля тоже можно зарегистрировать как торговую марку?

Да, тут надо пояснить, что торговой маркой – или, как это называется в законе, «товарным знаком» - может быть не только слово, но и некая картинка-изображение, их комбинация, и даже объемная фигура. Если брать автомобильную тематику, то, разумеется, практически любому известна трехлучевая звезда Мерседеса или фигурка богини Ники - Spirit of Ecstasy, украшавшая капоты Роллс-Ройсов. Они, как и собственно марка автомобиля или название конкретной модели, выполняют индивидуализирующую функцию и вызывают ассоциацию с соответствующим производителем. Были подобные отличительные эмблемы и фигурки также у советских машин: все мы знаем, например, классического оленя с капота ГАЗ-21 «Волга». Кстати, не так давно этот олень был заявлен как объемный товарный знак и зарегистрирован Роспатентом.

  • А что в этом плане случилось с «Чайкой»?

«Чайка» хорошо известна как более дорогая «представительская» модель Горьковского автомобильного завода, а любители советских автомобилей, возможно, даже помнят и стилизованное изображение птицы, размещавшееся на решетке радиатора первых моделей. Правда, в отличие от оригинального и запоминающегося оленя на «Волге», изображение чайки там гораздо более стилизованное, воспринимается скорее как ломаная линия и если рассматривать его само по себе, без слова «чайка» и в отрыве от кузова машины, то не факт, что рядовой потребитель сейчас сходу скажет, что это эмблема одноименного автомобиля.

Именно по поводу данной эмблемы и возник спор. Если само название «ЧАЙКА» давно зарегистрировано в качестве товарных знаков структур «ГАЗа», то эмблема этой модели в качестве товарного знака по каким-то причинам не охранялась. Когда в этом все-таки возник интерес и в 2021 году ПАО «ГАЗ» подало в Роспатент заявку на ее регистрацию, то в регистрации было отказано, поскольку в процессе экспертизы был выявлен ранее зарегистрированный ООО «ВЕРРА ГРУП» товарный знак, содержащий сходный изобразительный элемент в виде стилизованного изображения птицы. Несмотря на то, что этот знак содержит еще слово «VERRA», да и стилизованное изображение птицы в нем все-таки отличается от того, что было эмблемой «Чайки», убедить экспертизу Роспатента в отсутствии сходства заявителю не удалось.

Решение экспертизы было оспорено им в административном порядке в подведомственную Роспатенту структуру – Палату по патентным спорам. Однако по результатам рассмотрения в ней Роспатент все равно оставил в силе первоначальное отказное решение, мотивировав это, в частности, тем, что изобразительные элементы заявленного ПАО «ГАЗ» обозначения и противопоставленного товарного знака являются сходными по графическому фактору сходства, поскольку стилизованные изображения в виде птицы с расправленными крыльями имеют сходную внешнюю форму, приближенную к тождеству. Не зная всех фактических обстоятельств, сложно сказать случайно ли подобное совпадение или же при разработке знака «VERRA» намеренно было взято изображение весьма похожее на эмблему «Чайки». Однако надо отметить, что вопрос сходства очень субъективный и в подобной ситуации вполне можно допустить и противоположную мотивированную позицию об отсутствии сходства в целом. Как следует из обсуждаемой новости и картотеки судебных дел, ПАО «ГАЗ» решило попробовать оспорить решение Роспатента в суде, вероятно, надеясь, что судебный орган займет именно такую позицию.

  • То есть решение Роспатета не является окончательным и еще может быть обжаловано?

Да, решение Роспатента можно оспорить в суде. Такие дела рассматриваются специализированным арбитражным судом - Судом по интеллектуальным правам. Он может оставить отказное решение Роспатента в силе, либо отменить это решение и обязать Роспатент рассмотреть дело повторно, или же отменить решение Роспатента и сразу обязать его зарегистрировать товарный знак.

В отличие от предыдущего административного этапа спора, в судебном деле в качестве третьего лица будет участвовать также правообладатель сходного знака – ООО «ВЕРРА ГРУП». Разумеется, суд может учитывать больший круг имеющих значение обстоятельств, нежели структуры Роспатента и давать собственные оценки, в том числе по вопросу сходства. Не исключено, что при рассмотрении в суде участники спора договорятся, либо, наоборот, параллельно используют какие-либо другие административные или судебные процедуры для усиления своей позиции.

Поэтому какое в итоге будет решение по эмблеме «Чайки» пока сказать сложно. Но даже в случае оставления в силе решения Роспатента по имеющейся заявке, заинтересованные лица могут договориться.

Редакция «GLAGER» будет следить за развитием событий вокруг данного дела.

Попутно отметим, что через определенное время может возникнуть спорная ситуация и вокруг другой советской марки автомобилей - Москвича. Напомним, 16 мая после анонсированного ухода компании «РЕНО» с российского рынка, Мэр Москвы заявил о намерении возродить производство автомобилей, а затем и электромобилей, под этим легендарным именем. Права на товарные знаки «Москвич» и «Moskvich» в отношении автотранспортных средств закреплены за ЗАО «РЕНО РОССИЯ» (с июня оно называется АО МАЗ «МОСКВИЧ»).

Но уже 18 мая некая компания, торгующая моторным топливом, подала в Роспатент заявку на товарный знак «Москвич» на электрические транспортные средства и, главное, сопутствующие товары и услуги. И хотя не факт, что такая заявка пройдет в Роспатенте и что знак по ней будет зарегистрирован, через несколько месяцев уже по «Москвичу» может возникнуть свой спор.

Тэги:

Поделиться: