При этом сама проблема архитектурного облика города не является исключительно эстетической. Исследования показывают прямое влияние окружающей архитектуры на психоэмоциональное состояние жителей. Внешний облик жилых домов, зданий и построек, среди которых человек рождается, живёт, трудится, может как вызывать у людей творческий подъём, оптимизм, счастье и уверенность, так и вводить их в состояние депрессии, меланхолии, пониженной интеллектуальной активности, и доводить вплоть до склонности к суициду.

Это обосновывает необходимость воскрешения практически всех российских городов. Но речь в данной статье пойдёт конкретно о Городе Королей, в разные времена носившем разные имена – Королевец, Кёнигсберг, Калининград…

Историческое ядро старинного города было разрушено практически до состояния руин в 1944 году в результате бомбардировок. В итоге СССР достались пепел и останки зданий.

По разным причинам – и идеологическим, и экономическим, - город не постигла судьба польского Гданьска – Кёнигсберг не был восстановлен в прежнем виде, но был перестроен, заасфальтирован и заставлен типовым жильём. Был окончательно уничтожен Королевский замок, являвшийся сердцем города, градообразующим центром – его не спасли даже протесты советских солдат, принимавших участие в штурме Кёнигсберга. Или протесты интеллигенции. На определённый исторический период Город Королей потерял свой многовековой облик.

Время, к счастью, не стоит на месте. Всё чаще среди жителей города, отныне называвшегося Калининградом, проявлялась та самая психологическая потребность в красивом архитектурном ансамбле, смотревшем на них со старых открыток и довоенных фотографий. Опрос за опросом показывали, что горожане ЗА восстановление старого города и ЗА восстановление замка, даже после разрушения остающегося главным городским символом.

Но постоянно находились отговорки, причины, объяснения. Что «дорого» - хотя называемая архитекторами сумма в 1.5 миллиарда евро – именно столько по их оценкам требуется для восстановления старого города – не столь велика для экономики крупной державы. Что «экономически нецелесообразно» - хотя пример того же Китая, в котором построили копию австрийского городка Гальштат, наглядно показывает обратное (по данным застройщика Minmetals Land Inc., годовая прибыль от туристического потока в 4,5 раз больше суммы, потраченной на строительство).

У противников восстановления города в старом его облике есть и ещё один аргумент. «Германизация». Так они называют любую инициативу по возвращению Калининграда в его довоенное состояние.

Что ж, попробуем разобраться, будет ли возрождение Города Королей «германизацией».

Сам термин, очевидно, исходит из представления о некоей «германской» архитектуре. Но что являла собой архитектура Кёнигсберга? Какой-то один ярко выраженный стиль, пронизывавший каждую улицу? Нечто наподобие национального русского зодчества, только по-немецки? Это отнюдь не так.

Кёнигсберг, как и любой европейский город, строился и развивался на протяжении нескольких исторических эпох, которым сопутствовали соответствующие архитектурные представления о «прекрасном». В результате в нём в градообразующем симбиозе сосуществовали здания и постройки, выполненные в самых разных стилях, каждый из которых соответствовал своему времени, и затем нёс частичку этого времени через десятилетия. В Кёнигсберге, будучи рождёнными столетия назад, воплощались: ренессанс; классицизм; готика; неоготика; барокко; рококо; неоклассицизм; романский стиль; модерн; баухаус-конструктивизм. И многие, многие другие архитектурные жанры, формировавшие лицо одного из красивейших городов Ганзейского союза.

Из всего этого богатого перечня «немецким» можно назвать разве что баухаус. Ренессанс (архитектура Возрождения) зародился в Италии. Также, как и классицизм. Барокко часто ассоциируется с Ватиканом. Готика была рождена во Франции. Как и модерн. Романский стиль и вовсе восходит к древнеримским пантеонам. Все эти стили эволюционировали, распространялись по странам, приобретали всё новые черты, чтобы наконец быть воплощёнными в городе на Королевской горе.

Поэтому вопрос о какой бы то ни было «германизации» попросту несущественен. Существенно лишь восстановление красивого города, вобравшего в себя учения лучших классических архитекторов и зодчих.

Это - лишь первый, вступительный материал, посвящённый посвящённый этому древнему городу в частности и искусству архитектуры в целом. Нам ещё есть, что сказать – и очень много чего. Со старыми фотографиями, архивными чертежами, сравнениями до / после, примерами европейского опыта реконструкции и многим, многим другим. Если наши читатели проявят интерес – мы продолжим. Ждём ваших откликов.

Тэги:

Поделиться: