Каждая супергеройская картина мышиного дома приносила в прокате больше миллиарда долларов, а «Мстители: Финал» на какое-то время даже стал самым кассовым фильмом в истории, пока «Аватар» повторным прокатом не вернул себе пальму первенства. Рядом с Marvel даже близко не стояли Warner Bros. со своими DC, хотя в том же году они выдали великого «Джокера», собравшего миллиард с рейтингом R. Но даже такой результат меркнул на фоне кассовых сборов Disney, которая ещё и получает огромную прибыль со своих тематических парков аттракционов по всему миру, а также делает огромные прибыли на продажах игрушек и мерча.

Но случился 2020 год, который очень серьёзно повлиял на индустрию кино. Студия кинулась отменять все свои премьеры, когда узнала о грядущих локдаунах и ограничениях. Никому не нужный фильм «Чёрная вдова», который мог хайпануть только за счёт успеха предыдущих лент, отложили практически на полтора года. Выпустить фильм на стриминговом сервисе студия не решилась, чем совершила огромную ошибку. Мышиный дом могли бы назвать благодетелями всех запертых по домам людей, но они предпочли погоню за прибылью. Через полтора года фильм оказался не нужен ни фанатам, ни критикам, о чём свидетельствуют весьма скромные сборы и низкие оценки на агрегаторах.

Спасти ситуацию студия пыталась сериалами, но «ВандаВижн» не оправдал фанатских ожиданий, «Сокол и Зимний Солдат» разочаровал всех своей навязчивой повесткой и дешевизной, а «Локи» оказался неплох, но не настолько, чтобы перекрыть всё разочарование от увиденного прежде. Дальше Disney выпустила фильм «Шан-Чи и легенда десяти колец», который должен был покорить сердца всей азиатской аудитории. Однако, сердце китайских цензоров больше покорили слова Симу Лю с критикой КНР, поэтому всем проектам Marvel запретили выходить в прокат в Поднебесной. Фильм прошёл лучше «Чёрной вдовы», но также не отбил себя в прокате. «Вечные» Хлои Джао откровенно провалился в прокате, хотя уже осенью 2021 года стали выходить кассово успешные фильмы, такие как «Веном 2» и последний «Джеймс Бонд». Но здесь вышел мегауспешный «Человек-паук: нет пути домой», в котором Sony поработали вместе с Disney, и все как-то забыли про печальное положение дел, списав всё на ковид.

В мае 2022 года вышел «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», который стал одним из самых неоднозначных фильмов года. Сэм Рейми на режиссёрском посту должен был показать мастер-класс, ведь именно он в начале двухтысячных произвёл революцию в жанре своей трилогией о «Человеке-пауке». Однако, на выходе фанаты получили фильм, в которым невооруженным взглядом видны крупные пересъёмки, которые проводила студия, перенося премьеру картины. Да, лента выглядела намного оригинальнее обычных лент Марвел, и смогла собрать практически миллиард в прокате, но всё же ни студия, ни фанаты не получили то, что ждали. Российский зритель, кстати, ленту и вовсе не смог увидеть из-за санкций (впрочем, не так уж много мы потеряли).

Поэтому все надежды были на нового Тора. Бог Грома был одним из немногих оригинальных участников Мстителей, которого не стали выводить из киновселенной. Здесь сохранить главную роль жизни Крису Хэмсворту помог режиссёр предыдущего фильма о Торе — Тайка Вайтити. Именно он из брутального белого мужика с харизмой Конана-Варвара сделал карикатурного и сверхэмоционального качка-дурочка. И если в новой толерантной киновселенной Марвел не было место белому успешному мужчине Тони Старку, не было места американскому патриоту из армии с внешностью образцового англосакса — Капитану Америке, не было места сексуально объективированной Чёрной Вдове, то Тору без былой токсичной мускулинности и серьёзности место нашлось.

«Рагнарёк» даже понравился каким-то зрителям, которым наконец-то «было весело смотреть фильм с Тором». Фанаты так сильно ждали выхода фильма, чтобы рвануться на него в первый же уикенд, принеся огромные сборы, и… разочароваться. «Любовь и гром» на первой же неделе получил очень низкие отзывы фанбазы, что повлекло за собой и серьёзную просадку по сборам. Фильм смог отбить затраты на производство и маркетинговый бюджет, но вот студии принёс чистую прибыль в лучшем случае на пару пачек чипсов. Почему так? Давайте разберём по пунктам.

1. Слишком много юмора.

С одной стороны, фильмы Марвел всегда отличались наличием колких шуток-ванлайнеров (one-line), которые работали на харизме актёров и были контекстуально уместны. Но в «Любовь и гром» всё состоит из шуток, что убивает любой намёк на серьёзность. А ведь первый «Тор» содержал в себе аллюзии на Шекспира! Сейчас от этого не осталось и следа. Многие шутки абсурдны и были бы уместны в «Голом пистолете», но не в боевике. А удачных шуток в фильме вообще практически нет.

2. Мало экшена.

Что должно быть в супергеройском кино про бога грома из скандинавской мифологии? Эпичные сражения? Яркие бои? Завораживающий экшен? Забудьте. В новом фильме Disney вышеперечисленного катастрофически мало. Нет ни интересного сюжета, ни фирменного экшена. А зачем? Можно ограничиться плоскими шутками.

3. Навязчивая повестка.

Хотите интересных и глубоких персонажей, которые были в трилогиях Сэма Рейми про Человека-Паука или трилогии Нолана про Бэтмена? Забудьте. Никакой драматургии — только повестка, приплетёная к месту и ни к месту. А у меня вопрос к создателям: дорогие студийные боссы, я понимаю, что вам нужно задобрить активистов из твиттера, но, может, будете всё-таки делать своих персонажей интересными, живыми и многогранными, а не просто болванчиками, которыми вы репрезентуете те или иные группы населения? Ведь это не делает мир толерантнее, а лишь раздражает тех зрителей, которые пришли смотреть кино, а не вашу политическую пропаганду. А если и хотите внедрять повестку — делайте это хотя бы умеючи, как это делают создатели того же сериала «Пацаны».

4. Локальность истории.

Если раньше картины киновселенной Марвел были пазлами, которые складывались в единую картину, то сейчас всё врразнобой. Поверьте — если вы не смотрели эти картину, а через пару лет придёте на пятую часть, то вам хватит минутного объяснения.

Были ли у фильма хоть какие-то достоинства? Ну, как минимум, одно — имя ему Кристиан Бейл. Несмотря на то, что актёр согласился сняться в этом фильме только по просьбе детей (а не за десять с лишним лямов долларов, как мы могли подумать в силу своей наивности), отыграл Бейл прям хорошо. Первая сцена с ним действительно завораживает. Также в фильме был ряд удачных, хотя и не новаторских, визуальных решений, как экшен на чёрно-белом экране с цветными вставками. Да, такое было уже в фильме «Город грехов» 2005 года. И, конечно, музыка Guns N’ Roses, но, чтобы послушать эти шедевры необязательно идти в кино.

Да, сейчас ряд сетей кинотеатров не совсем легально крутит иностранные новинки. Могу сказать лишь свою позицию, как автора и кинокритика: крутить иностранные ленты нужно обязательно, даже без регистрации, чтобы спасать индустрию. Магия кино всё-таки работает. Даже «Тор», несмотря на свою слабость, на большом экране хотя бы как-то смотрелся. На экране смартфона или компьютера такая лента вообще рискует быть недосмотренной.

Disney нужно идти на радикальные изменения своего контента. Убирать навязчивую повестку, прекратить превращение своих фильмов в комедии для детей, попробовать выпустить фильм с рейтигом R, что сделает доступным кровь и небольшую обнажёнку на экране. Делать это нужно срочно, иначе их курочка скоро перестанет нести золотые яйца. И тогда студия вернётся к своему положению в начале двухтысячных, когда из череды провалов и кризисов мышиный дом вытащил только Джонни Депп в образе Джека Воробья. Хотя, учитывая победу последнего в суде над Эмберд Хёрд, мы действительно скоро можем увидеть ироничное повторение прошедшей истории.

Если хотите сходить в кино или посмотреть на компьютере стоящий фильм, то смотрите лучше новый «Топ Ган». А, впрочем, про это уже в другой раз.

Тэги:

Поделиться: