Недавно в Нагорном Карабахе с новой силой разгорелся военный конфликт. Конфликт этот длится уже давно, и новое обострение не смогло привлечь к себе широкое внимание российской общественности, ведь в это же время происходит значительно более масштабный военный и геополитический конфликт, в который вовлечена наша страна.

Однако, ошибочно полагать, что происходящие сейчас события в Закавказье нас не касаются. Этот конфликт значительно масштабнее, чем кажется, если просто взглянуть на географическую карту. И, как становится понятно при детальном изучении всех вводных данных, конфликт этот не закончится ещё очень долго.

Во многом ответственность за межэтнический конфликт в регионе лежит на советской власти. Это жителям РСФСР советское руководство активно навязывало ценности интернационализма, а вот жителям остальных республик в рамках политики коренизации коммунисты помогли создать национальные элиты и государственные институты. Это та самая «бомба замедленного действия», о которой на одном из своих выступлений говорил Владимир Путин.

Бомба действительно рванула, когда руководство СССР ослабло, денег стало меньше, а амбиции местных правительств никуда не ушли. Начался парад суверенитетов, который привёл к жестоким кровавым столкновениям. Сейчас об этом не принято говорить, но в ходе борьбы за свою государственность многие народы бывшей интернациональной державы устраивали этнические чистки, от которых особенно пострадали местные русские люди. Армяне и азербайджанцы пошли дальше, и уже в 1988 году начали выяснять, кому принадлежат спорные территории Нагорного Карабаха: земли, которые ещё в античные времена были арменезированы, потом контролировались арабами и персами в средние века, пока не вошли в состав Российской империи, что не помешало им в последствии быть приписанными к Азербайджану.

Армяне при территориальном споре утверждали, что земли региона заселены преимущественно армянами, а азербайджанцы не собирались отдавать крупные территории просто так. Собственно, как показывает опыт Югославии и нынешнего конфликта на Юго-Востоке Украины, коммунистические власти действительно часто рисовали границы между народами просто карандашом на карте, а не исходя из этнических реалий.

В 1988 году конфликт на время отложило крупнейшее в Закавказье землетрясение и развал СССР, а вот в 1992 в регионе вспыхнула настоящая война, которая по масштабу уступала только Чеченским войнам. Тогда Армения смогла отбить эти территории, на месте которых образовалось непризнанное государство Нагорно-Карабахская республика. Нельзя сказать, что этот результат устроил полностью одну из сторон, но армяне остались в выигрыше: хоть территории де-юре не вошли в состав страны, но остались за проармянскими силами. А вот азербайджанская сторона во многом затаила обиду, что подтолкнуло её идти на сближение с давним врагом армянского народа и по совместительству со своим старшим братом – Турцией. Если армяне ненавидят Турцию за геноцид начала 20-го века, а также за контроль над горой Арарат, то азербайджанцы, наоборот, будучи тоже тюркским народом, близки туркам как культурно, так и генетически.

Идеи пантюркизма стали особенно популярны в Турции с приходом к власти Реджепа Эрдогана. Построение Великого Турана стало одной из основных идей президента-националиста, который сдружился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым ещё будучи на посту премьер-министра Турции. В 2016 году была предпринята первая попытка завоевания Нагорного Карабаха тюрскими силами: Азербайджан как актор, Турция как могущественный покровитель. Но тогда Арменией управлял прокремлёвский Серж Саргсян, поэтому дипломаты России очень быстро вмешались в конфликт и смогли его загасить малыми потерями для армянской стороны.

В прочем, армянское общество не оценило такую помощь своего северного соседа, и уже в 2018 году, когда в Армении свергали Саргсяна, частью лозунгов оппозиции стали русофобские призывы разорвать взаимоотношения с Россией. Кремль эти призывы услышит. Между тем наступление Великого Турана продолжилось. Пока весь мир медленно начинал приходить себя от пиковых весенних и летних месяцев ковида, Азербайджан при технической поддержке Турции начал военные действия против Армении осенью этого года. Кремль, против которого выступило новое правительство Никола Пашиняна в 2018, в этот раз не вмешивался до последнего, пока уже не возникла угроза балансу сил.

Тогда большая часть Нагорного Карабаха перешла под контроль Азербайджана, за исключением тех районов, которые действительно густонаселены армянами. Также РФ разместила свои миротворческие войска, которые должны были сдерживать новый этап эскалации.

И вот здесь нужно объяснить самое главное. Раньше Армения отрезала Турцию от Азербайджана своей территорией, что не позволяло стране Эрдогана получить прямой выход к Каспийскому морю. Прямая транспортная связь Турции и Каспийского моря обеспечивает адептам строительства Турана богатые возможности для борьбы за экономическое и культурное доминирование в регионе Средней Азии, где тоже очень много тюркоязычных народов. Именно это и вынудило вмешаться РФ в 2020 году, несмотря на личную неприязнь руководства Кремля к либеральному правительству Пашиняна, который пришёл к власти благодаря митингам. Однако, тогда Россия не находилась под таким серьёзным санкционным давлением, не находилась в состоянии частичной международной изоляции, не была вовлечена в такие масштабные военные действия как СВО.

РФ могла позволить себе подобные шаги, тогда как сейчас Кремль не особо хочет портить отношения с Эрдоганом, чтобы была возможность хоть частично через турков обходить санкции. При этом концепция баланса силы в регионе, как основа геополитики, никуда не денется, поэтому и дать полностью уничтожить Армению, сведя государство к Еревану и окрестностям, Россия тоже не может позволить не при каких условиях.

Выходит ситуация: боевые действия хоть и начались, и хоть у Азербайджана есть цель отнять себе ещё земли, чтобы обеспечить себе коридор до Турции, но раздражающий пантюрков фактор никуда не уходит и не позволит до конца осуществить задуманное.

Турция хоть и поддерживает Азербайджан, но сама находится в положении экономического кризиса, что серьёзно сдерживает амбиции Эрдогана. С другой стороны, само поведение армянской стороны не позволяет эффективно защищать свои национальные интересы. Сейчас активно ходят слухи, что Пашинян даже рад ослаблению региона Нагорного Карабаха, ибо оттуда происходит много армянских высокопоставленных военных, и потери земель бьют по их финансовому состоянию. Да и как бы простые жители не критиковали действующее правительство, очереди в военкоматы не выстраиваются. Очень патриотичная и гордая армянская диаспора в России тоже не спешит отправлять своих детей в качестве военных добровольцев. Армяне – народ действительно древний, но кшатрийские идеалы никогда не составляли национальный дух.

Самопожертвование и воинственный патриотизм всегда уступали место находчивости, упорству и умению сплотиться вдали от родных земель, что позволило многим поколениям армян достаточно успешно существовать в качестве диаспор. Поэтому какой-то кровопролитной борьбы против азербайджанцев здесь не ведётся. Последние тоже никогда не блистали на поле боя, поэтому во многом ориентируются на помощь турецкой стороны и на численное преимущество. Единственная сила, которая может покончить с фактором нестабильности в регионе, это сильная Россия, которая не побоится бросить вызов Турции. Именно ослабление пантюркистких амбиций Анкары ограничит наступальный потенциал Баку и обезопасит территории Армении.

Но здесь нужно понимать, что для этого звезды должны сойтись в необходимое созвездие: ослабление Турции (пока не происходит, хотя экономика страны на пределе), усиление России (такое возможно в случае успешного завершения СВО) и лояльность Армении Кремлю (пока взять крайне прозападный настрой, включая желание совершить выход из ОДКБ). Только так возможен мир в регионе.

Пока же в этом регионе будет идти бесконечная война. Турция всё также будет подбивать Азербайджан на очередную маленькую победоносную войну, а Армения по-прежнему не будет иметь возможность самостоятельно защитить свою независимость, а Россия пока не будет позволять сильно изменить баланс сил. И мы ещё неоднократно будем видеть новости об очередном обострении на границе между двумя государствами, а точнее, между теми крупными геополитическими силами, которые ведут в регионе шахматную партию.

Тэги:

Поделиться: