Для начала определю, что пишу не о всех стартапах, это слишком масштабно и размыто. Я об инновационных стартапах. О том, что пытаются «поднять» только придумав. И о проблемах, с которыми могут столкнуться стартаперы, и в результате чего проект может не только не взлететь, но даже и не поползти.

Что такое инновации?

Многие думают, что это что-то, связанное с ИИ (искусственным интеллектом), роботами, ПО и вообще это что-то очень мега современное и остро модное. Да нет же, инновации - это то, что может улучшить нашу жизнь. Вот простая и понятная формулировка. Если вдруг вы придумали новую одежду, которая удобнее или комфортнее, в которой не жарко летом и не холодно зимой, это инновация. И повторю, стартап - это не всегда инновация, а вот инновация - это всегда стартап.

Нужно понимать, что стартаперы, инноваторы - это творческие люди. Они умеют придумывать, креативить (иначе, какие они инноваторы), но не умеют делать другие нужные для дела вещи. Например упаковывать свои идеи, продвигать их и находить для своих проектов деньги. Более того, они часто находятся в плену иллюзий – типа я придумал такую классную и нужную всем штуку, зачем еще что-то делать? Как только люди узнают о моей суперидее, они встанут в очередь, откроют бумажники, и понеслось.

Ну, во-первых, люди должны узнать об этой самой штуке.

Мы живем в мире «информационного шума» и чтобы выделиться из него, нужно еще крепко постараться. Во-вторых, даже от этапа идеи до этапа прототипа может пройти много времени, и на это может понадобиться много денег. А формулу "лучше один раз увидеть (а еще лучше пощупать), чем сто раз услышать", никто не отменял.

Ну, и в третьих, даже, когда речь идет о творчестве, оно тоже подлежит монетизации (в таком уж мире живем), а это тоже нужно уметь, ну, или знать людей, которые это умеют. Итак, самые распространенные ошибки всех, ну или почти всех, инновационных стартапов. Сразу скажу, они будут подкреплены реальными кейсами, но из соображений этики, не все имена я произнесу. Хотя, если кому-то будет нужна дополнительная информация, явки и пароли, я готов их предоставить.

Это беда всех творческих людей, отсутствие понимания стратегии, и, как следствие, понимания а куда двигаться. Ну придумали, ну пусть даже описали, а дальше то что? И главное, а вообще это кому-то нужно в том виде, в котором вы себе это представляете? Или вы только думаете что это нужно? Стратегия - это такая история, она может меняться в современной ситуации. Но она должна быть.

И я категорически не согласен с кем-то там из Saatchi&Saatchi, кто буквально сказал: «Стратегии больше нет». Нет, она есть, просто сейчас намного больше переменных, намного больше обстоятельств, которые могут повлиять на реализацию проекта. Но тем не менее, повторю, стратегия, понимание того куда и как вам идти, должна быть еще до того, как вы сделали первый шаг.

Вот два примера, очень похожие, но такие разные. Ребята из одного сибирского города решили построить вертикальную ферму. И тогда и сейчас это мировой тренд. Но они не просто построили ферму и собрали первый урожай у себя и еще один объект в Подмосковье. Нет, они сделали кейс, они показали и доказали свои компетенции, не только и не столько, как продвинутых аграриев, но и как людей, которые могут воплотить подобный проект для других. Под ключ, начиная с проектирования, заканчивая ПО. Как результат, совсем не давно они получили многомиллионый контракт на строительство подобных ферм в ОАЭ и Саудовской Аравии. А там это реально нужно, по понятным причинам.

Второй пример – тоже Сибирь, ребята также построили вертикальную ферму. Смогли все, описать проект, собрать деньги не совсем обычным, но вполне законным способом, построить. Только вот пока ничего не вырастили (а прошло уже около 3-х лет), и даже когда вырастят, и даже если смогут продать, доверие инвесторов уже может быть потеряно.

И есть еще момент. Для чего в регионе, который по площади больше нескольких европейских стран, нужны вертикальные фермы? Для чего это в самой большой стране в мире? Это, наверное, должно было идти первым пунктом, и здесь не будет кейсов. Итак, все понятно.

Если вы не можете оформить проект, вы не сможете его защитить, и, как следствие, не сможете привлечь инвестиции. И какое у него будущее? Более того, оформление, письменное оформление нужнее всего для вас, чтобы понимать, а вообще это кому-то нужно. Вот все что вы придумали, кому-то, кроме вас, нужно? Сейчас есть много сервисов и виртуальных помощников в оформлении.

Но для начала совет один – просто сядьте и опишите проект, идею, вот как сможете. И совет второй – покажите то, что написали своим близким, желательно тем, кто не побоится сказать вам правду.

А уже потом привлекайте знакомых копирайтеров и дизайнеров, не понимания нужности тестирования гипотез.

Да ресёчинг - это долго и дорого. Но в нашем современном мире есть множество других и бесплатных способов тестирования. Собрать фокус группу можно в социальных сетях для начала. И есть организации, которые помогают в тестировании гипотез, причем делают это бесплатно. Непонимание необходимости пиара для проекта и, возможно, личного пиара для самого стартапера–инноватора - это вообще боль.

И опять к тому, что часто творческие люди думают, что главное придумать, а дальше все пойдет «как по маслу». Нет, не то время, нужно уметь прорываться через информационный шум. Нужно уметь доносить свои мысли до целевой аудитории, а в вашем случае это и потенциальные инвесторы и конечные потребители. И опять же, для этого не нужны большие деньги, сейчас много возможностей сделать пиар себе и своему продукту. Особенно если это действительно уникальный проект. А ваш же проект уникальный?

И кейсы. Ребята с юга придумали «чудо-печку», но главное не то, что она может быстро приготовить (разогреть) пищу. В конце концов это может сделать и обычная СВЧ. Главное, что все это целый проект, когда за вполне приемлемые деньги можно обеспечить качество еды как в хороших ресторанах (полуфабрикаты тоже производят они). И вот вам готовый бизнес, с очень маленьким финансовым порогом входа, и не большими требованиями к площади. То есть, этот проект можно продвигать не как продажу оборудования, а как готовый бизнес.

И ребята не то, чтобы замарочились с пиаром, но скажем так, уделили ему определенное внимание. Как результат, в этом году они получили инвестиции на сумму более 200 млн. рублей, от очень серьезных инвесторов, при, мягко говоря, не очень выдающихся финансовых результатах, а какими они могут быть на старте?

То есть, инноваторы смогли не только придумать и воплотить в жизнь, но и убедить инвесторов. И вот лично мое мнение – у них все получится.

Неудачных кейсов много, и я искренне верю, что их станет намного меньше. Ну, вот один: очень творческий человек придумал «музыкальную шкатулку», устройство, с помощью которого можно устроить имитацию, что обычный человек умеет виртуозно играть на клавишных (фортепьяно, аккордеон и других). Более того, спустя время человек сам начинает верить в то, что он умеет играть. Прошу не путать, это не обучающая история, а развлекательная, такой интертейнмент. И с учетом не высокой стоимости этот продукт может быть использован не только для b2b, эвент агентств. Он может на ура пойти и в масс-медиа, как например караоке-приставки. Их же покупают для личного примера. Но никто, кроме узкого круга лиц не знает об этом проекте, как и о многих других.

Недостаток управленческих компетенций, недостаточная финансовая грамотность, тут все просто. Если вы дошли до этих пунктов, значит вам понятны основные аспекты. Возможно, уже понятно, кто и в каких объемах готов инвестировать в вас деньги. И, возможно, правильный менеджмент смогут организовать вам инвесторы, или дать деньги на то, чтобы вы смогли организовать. Очень важно, чтобы у инвестора были уже кейсы удачных стартапов, чтобы у него была хорошая репутация на рынке.

Во-первых, потому что, кроме денег вы можете получить поддержку ментора, и он может решить много вопросов, в которых вы не компетентны (как, например, финансы и менеджмент).

Во-вторых, тут формула "скажи мне кто твой друг" тоже работает. Получив поддержку известного, пусть даже в узком кругу, инвестора, шансы получить дополнительные инвестиции в следующих раундах, возрастают многократно.

Одним из мотивов создания РАИ (Ассоциация инноваторов, предпринимателей, и всех, кто стремится стать ими) и стало то, что многие из тех кто умеет придумывать, не умеет воплощать в жизнь.

И поэтому многие нужные проекты остаются в стадии идеи. И наоборот, есть люди, которые не умеют придумывать, но умеют делать, продвигать, продавать, и они в поисках новых проектов. Но есть и еще один момент, это люди, которые из «пустышки могут сделать конфетку» и продать ее дорого.

И примеров таких тоже много, и это очень плохо отражается на бизнесе в целом. И такие примеры нужно выявлять и рассказывать о них. И это еще одна из задач РАИ.

Тэги:

Поделиться: