Юристов, как клиентов, я люблю. Структурированная речь, понимание того, что хотят. Не всегда, но часто. Когда юрист приходит за продвижением личного бренда, это просто радость. Есть много кейсов и все удачные. Но вот когда речь идет о юристах, которые работают в структуре клиента, часто возникают вопросы.
Часть нашей работы — это «конфликтный пиар». То есть, когда, вдруг, возникают корпоративные споры с возможностью рейдерского захвата. Когда владельцев сажают, или пытаются посадить, когда их бизнес отнимают или пытаются отнять. Не простая работа, потому что иногда решают даже не дни, а минуты. Потому что постоянно в напряжении. Вот буквально, и днем, и ночью. Потому что это опасно. И угрозы, и даже «приведение их в исполнение», что, собственно, испытывал на себе и не раз. Но интересно, потому что и работу любимую делаешь и людям помогаешь.
Много кейсов за спиной, и я уверен, что много еще впереди, в основном с позитивным исходом. Но в данном направлении очень важна слаженная работа с юристами. И тут не все бывает гладко. По моему опыту они, юристы, делятся на три основные категории:
- осторожные,
- нейтральные,
- пиарзависимые.
Осторожные - это прям беда, погибель пиарщика. «Дуют на воду» там, где надо и где не надо. Постоянно вставляют палки в колеса. Зарубают все идеи просто на корню. И в какой-то момент времени, ты понимаешь, что время на согласования ты тратишь намного больше, чем на реальную работу. Как результат – вред клиенту. Работа не может быть сделана хорошо, нужного эффекта не будет. А еще бывает так, что эффект обратный. И зачем все это надо?
Я уже давно не в позиции только «про деньги». К этой же категории можно отнести карьеристов-интриганов. Когда люди не совсем уверенные в себе пытаются все замкнуть на себе.
Тут только один аргумент – я же не учу вас работать, писать иски, и так далее, так почему вы учите меня?
Бывали даже случаи, что я отказывался работать дальше. И нервы целее, и освободившееся время я знаю как потратить.
Нейтральные (условное название) - самая удачная для пиарщика категория. Они, юристы, как бы доверяют, но все равно контролируют. И тут может получится идеальный симбиоз. И, как следствие, максимально возможный эффект. Потому что не нужно тратить уйму времени на доказательства своей правоты. Потому что работаешь в команде, у каждого свои задачи.
Последнее время, в основном с такими и работаю. Возможно, потому что опыт, который дало время. У меня есть случаи, когда юристы, с которыми я удачно работал в 2003 приходят спустя 17 лет. Мы снова работаем, и снова удачно.
Пиарзависимые - очень опасная категория. Пример, известный адвокат Александр Добровинский. Вот не понятно, он интересы клиентов защищает или пиарится за их, обратите внимание, счет? Часто это мешает работе, потому что они о работе не думают, они думают, как выглядят в кадре и какие СМИ о них пишут. И результат, как правило, для них на втором месте. А на первом – они любимые.
Есть и еще один пример, «заслуженный адвокат» Елена Сенина, которая, в том числе, является адвокатом певиц Славы и Любови Успенской. Но у которой при этом за годы работы и десятка выигранных дел не наберется. Но юристы из этой категории могут быть и полезны. Из-за своей медийности. Их охотно берут в телевизор и в СМИ, цитируют. Можно сэкономить огромные бюджеты на пиаре, используя их. Тут грань очень тонкая.
В заключение скажу банальную фразу – правильный результат возможен только при командной работе, когда работают все вместе, когда не тянут одеяло на себя и не пытаются доказать свою значимость в глазах клиента.