Тем, кто не в курсе, я напомню - врачи из Калининграда обвинялись, а затем были осуждены по ст. 105 (в) УК РФ (убийство малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека). Им дали 9 и 9,5 лет колонии.

Многое в этой истории непонятно, а многое откровенно вызывает недоумение. Сторона обвинения в качестве мотива объяснила, что врачи не хотели портить статистику роддома. Чтобы понимать, речь идет о жизни ребенка, пусть и недоношенного, и статистике. В моем понимании необходимо было сразу делать психиатрическую экспертизу в отношении Белой и Сушкевич.

Ребенок родился весом чуть более 700 грамм, и врач роддома сообщила позднее, что сердцебиение не прослушивалось, при этом ребенок был жив. Она предприняла необходимые реанимационные действия, а затем вызвала интенсивную реанимацию. Далее ребенком занималась Элина Сушкевич. Утром следующего дня в прокуратуру поступил анонимный звонок, аноним сообщил что в роддоме «убили» младенца. Обвинение строилось в основном на показаниях медсестры Косаревой. Когда Сушкевич смогла говорить (в момент следствия она подписала документ о неразглашении), она написала открытое письмо, в котором указала:

  • «Как вы считаете, может ли человек, которому никто и ничто не угрожает, быть свидетелем убийства? Стоять? Смотреть? Молчать? Не звать на помощь? Не бить по рукам? Не кричать: «Что вы творите, вы же убьете его?» Может не оказывать помощь? Просто смотреть, как умирает ребенок? Если может – так не соучастник ли он? Тогда почему не сидит рядом со мной? А если не может – был ли он свидетелем того, о чем свидетельствует? Мог смотреть, как умирает ребенок? Оставил ли он его без помощи в такой ситуации? В опасности? И почему эти вопросы задаю я, а не следователь…».

Как бы то ни было, Калининградский областной суд оправдал врачей Елену Белую и Элину Сушкевич. Этот приговор был основан на оправдательном вердикте присяжных. Суд состоялся чуть более, чем через два года после начала следствия. То есть все это время, врачи были под давлением, находились под домашним арестом и не могли работать, да и жить полноценной жизнью тоже не могли.

С решением присяжных и Калининградского областного суда не согласилась Генеральная прокуратора и 8 декабря 2020 года подала апелляционное представление с требованием отменить оправдательный приговор и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. 27 мая 2021 года Первый апелляционный суд общей юрисдикции удовлетворил требования Генеральной прокуратуры и отменил оправдательный приговор на основании того, что защита в присутствии присяжных «ставила под сомнение объективность следствия», адвокаты заявляли о «чудовищности» обвинения, оказывали «эмоциональное воздействие» на присяжных и создавали в глазах коллегии «положительный образ» подсудимых, незаконно воздействуя на коллегию присяжных заседателей через средства массовой информации.

Далее дело рассматривал Московский областной суд, а врачей поместили в СИЗО. 24 августа 2022 года коллегия присяжных заседателей Московского областного суда после повторного рассмотрения дела признала Елену Белую и Элину Сушкевич виновными в убийстве. 6 сентября 2022 года Сушкевич и Белую приговорили к девяти и девяти с половиной годам лишения свободы соответственно.

Голоса присяжных поделились 5 к 3, то есть если бы голоса были равны, то по закону решение было бы принято в пользу обвиняемых. И все это время была огромная поддержка со стороны медицинского сообщества. Известный врач, Герой труда Леонид Рошаль написал:

  • «Председательствующий откровенно доказывал присяжным состоятельность обвинения и убеждал их не верить подсудимым и их адвокатам. Он перепутал роль прокурора, которую занимал когда-то, с ролью председательствующего судьи. Все возражения защитников отклонялись. Без комка в горле и слез на это смотреть было невозможно». И добавил – «Мне стыдно за этот суд».

Но все оказалось напрасно для всех, кроме обвиняемых и их адвокатов. Защитники Элины Сушкевич обратились в Президиум Верховного суда РФ с надзорными жалобами. Постановлением судьи-докладчика Дзыбан А.А. 2 июля 2024 года дело было передано в Президиум Верховного суда РФ на рассмотрение в порядке надзора. Была назначена дата для рассмотрения дела по существу - 2 октября 2024 года. Как итог - Президиум Верховного суда РФ рассмотрел дело калининградских врачей и отменил судебные акты апелляционной и кассационной инстанций, вернув дело на пересмотр в Первый апелляционный суд общей юрисдикции.

Как будут развиваться события, покажет время. Но за всей этой информацией, перечислением доказательств и статей стоят реальные люди, врачи. С 2018 года они находятся то под домашним арестом, то в СИЗО, то в колонии. Кто возместит им время, потраченные силы и нервы? По факту, они уже отбыли 2/3 срока наказания и могут рассчитывать если не на УДО, то на смягчение режима, например, на поселение.

И я тем более уважаю врачей, что они не сдаются, что они намерены идти до конца. И я верю, что у них все получится.

А вообще в отношении врачей последнее время все чаще возбуждаются уголовные дела, и все чаще по надуманным предлогам. В СКР функционирует целый отдел, который занимается ятрогенными преступлениями (преступления, связанные с медициной). Мне есть что сказать по этому поводу. Но это уже тема другой статьи.

Тэги:

Поделиться: