Чтобы не быть голословной, приведу статистику. Только за последний год количество уголовных дел против врачей по ст. 238 УК РФ, по которой им грозит реальный срок, выросло на 69%.

В 2023 году следователи возбудили 463 уголовных дела против врачей по статье 238 УК РФ(Оказание медицинских услуг, не отвечающих требованиям безопасности) – 216 из них по ч. 1, остальные 247 – по ч. 2 (с отягчающими обстоятельствами). При этом в 2022 году по данной статье было возбуждено 274 уголовных дел (138 – по ч. 1, 136 – по ч. 2).

При этом, за прошлый год пациенты подали в следственный комитет 4431 заявление по вопросам оказания медицинской помощи. Более половины рассмотренных жалоб (2332) стали поводом для возбуждения уголовных дел.

Из общего числа возбужденных в 2023 году уголовных дел 1183 были окончены, из них до суда дошли только 149 дел. При этом число обвиняемых по направленным в суд делам достигло 177, оправданных – всего 8. Восемь! Это удручающая цифра.

За несколькими делами я наблюдала особенно пристально. Про дело калининградских врачей Сушкевич и Белой я уже писала подробно.

Дело 21 года в отношении двух врачей столичной клиники Медицина 24/7 Павлова и Наумова, а так же главного врача Серебрянского. Коротко: пожилую пациентку привезла в клинику скорая помощь, у нее был инфаркт. В клинике не имеют права лечить подобное заболевание, поэтому врачи стабилизировали состояние больной и перевезли ее в городскую больницу, причем через сутки. Там она и скончалась.

Павлова и Наумова поместили под арест, где они и находились около года, затем им под давлением общественного мнения и юристов, смягчили меру пресечения. А в феврале этого года им был вынесен приговор, с наказанием, как мы говорим «ниже низшего», теперь они на свободе. Но вот остается большой вопрос, вернутся ли они в медицину.

Другой случай. В феврале этого года в клинике Тимура Хайдарова «iQplastique» продюсеру Петру Гаврилову провели бариотрическую операцию (уменьшили желудок). Через несколько дней он скончался в другой клинике. Против врачей Елагина и Кадзаева было возбуждено уголовное дело по той же 238 статье УК РФ. Они находятся под домашним арестом. Судебно-медицинскую экспертизу не проводили, доказательств недостаточно. При этом врачи не могут работать. И не известно, кто из руководства клиники еще попадет под уголовное преследование.

На прошлой неделе Госдума РФ приняла важную поправку к ст. 238 УК РФ, согласно которой ее действие не распространяется на случаи оказания медицинскими работниками медицинской помощи. 20 декабря Совет Федерации РФ согласился с позицией депутатов. Вот что сказал один из инициаторов изменений, депутат Госдумы Бадма Башанкаев по поводу старой редакции статьи и последствий от ее применения:

«В итоге из профессии уходят опытные специалисты, а молодежь опасается идти в сферу здравоохранения, поскольку постоянный стресс и правовая неопределенность — не лучшие помощники в работе, стрессогенность которой и без того слишком высока. Быть врачом — всегда риск. Хирурги, анестезиологи, акушеры рискуют каждый день, оказывая экстренную, плановую, высокотехнологичную помощь. Именно помощь, а не услуги».

Можно сказать, что статью 238 УК РФ частично декриминализировали, с чем я и поздравляю все медицинское сообщество. Но остались другие статьи, по которым так же наблюдается рост количества уголовных дел: – ч. 2 ст. 109 УК РФ – «Причинение смерти по неосторожности» – ч. 2 ст. 118 УК РФ – «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» – ст. 124 УК РФ – «Неоказание помощи больному» – ст. 235 УК РФ – «Незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности» – ст. 236 УК РФ – «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил» – ст. 238 УК РФ – «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» – ст. 293 УК РФ – «Халатность».

Чаще всего дела возбуждают по ч. 2 ст. 109 УК РФ – «Причинение смерти по неосторожности». В 2023 году таких случаев было больше 1,6 тысячи (71%). Дело в том, что потребитель или в случае оказания бесплатной медицинской помощи - пациент защищен Гражданским кодексом, Законом о защите прав потребителей, Уголовным кодексом (перечень статей приведен выше). С другой стороны врач в большинстве случаев может защищаться , используя статью 128.1 УК РФ (Клевета), со сложно доказуемым составом. И все. Да и в редких случаях наказание по этой статье может достигать 5 лет заключения, но в контексте медицинской темы, таких примеров нет. Есть примеры компенсации, но суды обычно очень сильно занижают суммы, иногда в десять раз.

Так из последнего: адвокаты Тимура Хайдарова победели в суде президента несуществующей ассоциации жертв пластической хирургии Александры Рашель. Но взыскали с нее вместо 5 млн рублей компенсацию в размере 400 тысяч, о чем она тут же радостно сообщила в социальных сетях. Правда еще суд обязал ее публично опровергнуть свои слова в отношении Тимура Хайдарова. Но это решение гражданка Израиля Рашель проигнорировала.

Подводя итог скажу так, несмотря на позитивные изменения, касающиеся применения статьи 238 УК РФ, врачи, особенно частных клиник, да и сами клиники все равно находятся «под ударом». В случае возникновения проблем, даже «пустяковых», необходимо сразу привлекать юристов, специализирующихся на медицинской теме. Ну и думать о придании гласности процессу, потому как потенциальные истцы (особенно если речь идет о «потребительских экстремистах») молчать не будут.

Тэги:

Поделиться: