Да, я олдскульщик, еще какой. Я начал заниматься графическим дизайном, когда и понятия то такого особо не было. Хотя справедливости ради отмечу, что считаю дизайн made in USSR одним из лучшим в мире. Но сейчас не об этом. Я давно работаю, даже очень давно, и с каждым годом вижу все больше вопросов в глазах клиентов, когда они узнают о возрасте. Как-то принято видеть дизайнерами девушек с фиолетовыми волосами и пирсингом в носу или патлатых юношаей в рваных джинсах. Это стереотипы. Нет возраста у творчества. Нет. А дизайн - это прежде всего творчество, креатив, а потом уже технологии, умение обосновывать и умение продавать. И так было всегда.
Вспомним во сколько лет Пушкин стал писать великие стихи. Обратный случай – самая известная художница–примитивист всех времен и народов – бабушка Мозес. Она начала писать картины после 70 лет (!), стала популярной после 80, украсила обложку Time в 93 и ушла из жизни в 101 год.
Или вспомнить икону копирайтинга Дэвида Огилви, который стал легендой после 40 лет, до этого он занимался совсем другими делами.
Так что не в возрасте дело. И мне весело слышать, как молодежь заявляет, что креативными можно быть до 25. Думаю: "Ну подождем, пока вам исполнится 30, что вы тогда будете говорить". Креатив жил до нас, и будет жить после нас.
Если говорить обо мне и о том, почему спустя столько лет заказчики по-прежнему считают мои работы креативными я скажу, все просто, я всю жизнь учусь. Всю жизнь, не останавливаясь. Когда-то я был главным дизайнером сразу двух журналов – бизнес-формата «Бизнес и Жизнь» и глянцевого Happy Magazine. И если первый более понятный, сдержанный, то второй был совершенно новым для меня форматом. Ничего, справился.
Дизайн: А. Жаданов
А потом коллеги, кто занимался журналами, меня поймут. Там много совершенно разных макетов, которые нужно вписать в единый формат, чтобы не выглядело не как «лоскутное одеяло». И когда заказчик приходит со своим макетом, нужно его или адаптировать, или предложить свой вариант и убедить заказчика.
Дизайн: А. Жаданов
Проблема молодых в том, что они иногда бывают слишком креативными, чересчур, too much. Безапелляционно навязывают свое видение, потому что «им лучше знать». Но ведь заказчики - не дошколята, они ездят по миру, они видят разные креативы, и у них есть свой вкус, и иногда очень хороший вкус. Но нет, молодежь упорно продолжает гнуть свою линию и доказывать, что это мировой тренд. Да, но ведь нужно тренды соотносить с нашей суровой реальностью. Условно, Бэнкси могут просто не понять в сельской глубинке, а вот Маяковского поймут. Я к тому, что нужно прислушиваться к мнению заказчика, но и смотреть на обстоятельства, на среду обитания этого креатива в будущем. Иногда глаза зажмуриваю, когда вижу супермегакреативный дизайн благотворительно фонда или госучреждения. Надо во всем знать меру. А это знание приходит только с годами.
Есть вторая крайность -когда талантливая, но неуверенная в себе молодежь полностью идет на поводу у заказчика. То есть, соглашаются во всем. Что-то подправят, что-то добавят, и получится чудище лесное. Не новое прочтение, не классный апгрейд. Нужно понимать, что не смотря на то, что «клиент всегда прав», вы можете и должны видеть больше, и предлагать свои варианты и отстаивать их. И здесь возраст и опыт так же в плюс, потому что авторитет, потому что за плечами сотни и тысячи удачных кейсов. И степень доверия клиента выше. Но выше и ответственность специалиста: не хотелось бы отработав десятки лет получить ложку дегтя.
Я уверен, что залог успеха - это правильный симбиоз молодости с наглостью (в хорошем смысле), отсутствием зашоренности, новым видением, и, чего уж скрывать, предрасположенности к работе с новыми технологиями и взрослыми специалистами с их опытом, дисциплинированностью, системностью. Именно такие команды выдают качественный продающий креатив. Именно такие.
Перефразирую и скажу - «Дизайну все возрасты покорны». Главное - это любить свою профессию, и не упиваться собой, а кайфовать от своих работ. Ну и быть хоть немного самокритичным. И у вас обязательно все получится, вне зависимости от того, сколько вам лет. Ну и напоследок, тем, кто вдруг не проникся: «Не важно, сколько человеку лет — 65 или 45, главное — не терять присутствия духа». Не я сказал, а Сильвестр Сталлоне, но я с ним согласен.
Дизайн: А. Жаданов и нейросеть