Юридическая отрасль так же, как и медицинская, очень персонализирована. И к врачу, и к юристу чаще всего идут на «личность». Именно поэтому тут важна роль личного пиара. Сколько юридических контор носит название своего учредителя или учредителей. Система организации здесь тоже часто партнерская. Как в кино, старший партнер, младший партнер и секретари. От личности юриста очень много зависит. И поэтому и о личности, и профессиональных качествах юриста должно знать как можно больше людей.
Я люблю работать с юристами, правда. Потому что речь их структурирована, они говорят четко и по делу, одно удовольствие брать интервью и писать тексты. Но сделаю оговорку, это когда речь идет о пиаре юристов или юридических компаний. Потому что, когда речь идет о клиентах юристов или, как они говорят, о доверителях, может быть разное. Самое плохое, когда они «включают пиарщика» и реально начинают мешать работать, что отражается на нашем общем клиенте.
Я выяснил, что это не со зла, это просто желание все контролировать, иногда гипертрофированное. В моей практике такое бывает, но крайне редко.
Плюс личного пиара юриста еще и в том, что медийность адвоката может сэкономить очень много денег для клиента на пиаре, очень много. Юрист с именем может сам быть повесткой дня, и тогда платный пиар технично переводится в паблисити и для доверителя, и для адвоката. Главное не превратиться в Добровинского, которого везде столько, что он реально уже надоел всем. И он чаще мешает, чем помогает. Потому что он то знает, как сделать «лучший пиар». Возможно, но для себя, а не для дела. Пора бы ему уже успокоиться, а лучше всего уйти на пенсию. Я к тому, что слишком много — это тоже не очень хорошо.
Повторю в моей практике очень много кейсов. Но хочу привести один пример, отрицательный. Есть такой адвокат Елена Сенина. Она, в том числе, представляет интересы певицы Успенской, сталкивались с ней как то, но были по разные стороны баррикад. Если кратко, то скажу, что ее пиарщики профнепригодны, иначе они не допустили бы того, что она делает в публичной плоскости. Если подробно, то можно прочитать в статье «Елена Сенина – ни мать, ни адвокат». Правда, в ходе того замеса она немного успокоилась и подкорректировала свой пиар, что можно только приветствовать.
Итак, как правильно делать пиар для юриста? Кратко, потому что если развернуто, то за деньги, я знаю они у вас есть.
Представьте себе юриста, стоящего перед залом суда. Его аргументы точны, доказательства неопровержимы. Но вот проблема: никто не видит всей картины. Судьи, присяжные, публика — все они воспринимают дело через призму собственных предубеждений и эмоций, в меру своей воспитанности или распущенности. Кому как нравится. Именно здесь вступает в игру пиарщик. Этот специалист поможет заставить всех причастных увидеть картину так, как нужно этому юристу. Более того, непричастные тоже заметят это, и у адвоката (юриста) будет больше потенциальных клиентов.
Есть еще один плюс взаимодействия с пиарщиком - он может выступать судебным репортером. Я так делал много раз, и имею на это право, у меня есть пресс-карта и я, к тому же, главный редактор. Поэтому я часто присутствовал в суде, естественно с пресс картой на груди. И, мало того, что все, включая судей, видели, что в заседании есть пресса, так еще и по итогам, отписывались материалы, в зависимости от ситуации, или разгромные или комплиментарные.
Пиар для юриста — это не просто реклама услуг. Это создание образа профессионала, которому доверяют, которого уважают и к мнению которого прислушиваются. Это умение управлять восприятием, формировать репутацию и выстраивать отношения с доверителем и другими участниками процесса.
Как работает пиар, что нужно делать? Аккаунты в социальных сетях это mast have. Интервью в СМИ, участие в ток-шоу (только аккуратно) тоже должны иметь место. Социальный пиар - очень важная составляющая стратегии продвижения. Можно взять на бесплатное сопровождение какой-нибудь фонд, социальный проект, и, конечно, рассказать об этом. Юрист (адвокат) может получить большое количество паблисити (условно бесплатного пиара), если берет какие-то громкие, резонансные дела, или ведет очень медийных клиентов, например звезд шоу-бизнеса. Кто бы знал о той же самой Сениной, несмотря на то, что она живет в социальных сетях, если бы не Любовь Успенская? А ведь Сенина заслуженный адвокат России и у нее многолетняя практика. Эльман Пашаев, который одно время защищал Михаила Ефремова, тоже стал на короткое время мегазвездой, да так, что смог развести чету Блиновских на приличные деньги, кстати, уже не будучи адвокатом.
Только перед тем, как активно вести свои социальные сети внимательно изучите вопрос. Посмотрите аккаунты коллег-конкурентов, выберите те, что вам нравится. Но постарайтесь сделать свои страницы по-другому, найдите свою «изюминку», отстранитесь от всего шлака, иначе сказать не могу. Тысячи юридических аккаунтов, как «из-под одной мамки». Тупо копируют друг друга. Примитивно: «боль – решение, которое предложил я, такой умный(ая)». Пользователь-потребитель не понимает, кто вы, очередной мошенник или все же вы эксперт. Для правильной работы в соцсетях вам точно пригодится вот этот мой пост.
Во-вторых, важно понимать, что пиар — это не только про внешний мир, но и про внутренний. Взаимодействие с коллегами, партнерами, сотрудниками — все это влияет на репутацию юриста внутри профессионального сообщества. Хороший пиарщик знает, как создать атмосферу доверия и уважения среди коллег, что, в свою очередь, отражается на восприятии клиента.
Ну и то, что к моему удовольствию юристам объяснять не нужно, пиар — это тоже стратегия. Какое известное для вас слово. Как и в стратегии защиты интересов доверителя, здесь каждый шаг должен быть продуманным, взвешенным и направленным на достижение конкретной цели. Это как шахматная партия, где каждая фигура имеет своё значение, и каждый ход ведет к победе.
Освоив пиар, желательно с помощью специалиста, вы сможете цинично больше продать своих услуг по более высокой цене. И искренне помочь людям. Да-да, пока вы сидите в коконе, самозванцы и неучи продолжают обманывать людей. Конечно, они, обманутые, могут в результате попасть к вам, профессионалам, но время то будет упущено и деньги потрачены. Так что ваш личный пиар в его правильном исполнении поможет не только вам, но и обществу в целом.