Понятно, что сейчас и из-за политики Украины в прошлом и из-за ситуации, которая сложилась последние годы, промышленность находится не в лучшем состоянии. Так что делать, чтобы восстановить и развить промышленность в целом и машиностроение в частности? И нужно ли это делать России?

Начну с того, что новые субъекты - это уже Россия, и будут частью нашей страны. И использование терминов «большая земля», «новые субъекты», уже не совсем корректно. Четыре региона, вошедшие в состав России, это часть России, именно так нужно воспринимать этот факт. И восстановление промышленности и других отраслей экономики - это наша общая задача, которую мы можем решить только сообща.

Теперь к вопросу "нужно ли это"? Основная часть промышленного потенциала там была заложена в эпоху СССР. Ну помните – кооперация, межотраслевые связи, все это помогало экономике, было ее основой. И многие отрасли нашей экономики невозможно представить без промышленных предприятий в новых субъектах. Приведу пример: Россия, которая ежегодно добывает 450 млн тонн угля, очень зависит от импортных производителей горно-шахтного оборудования. А в новых субъектах подобных предприятий много. Надо просто озаботиться их восстановлением и «дать им ума».

Чтобы не быть голословным я приведу примеры предприятий: · Ясиноватский машиностроительный завод, выпускающий горно- и тоннелепроходческие комбайны, после вхождения ДНР в состав РФ может собирать до 30 машин в год против 10, производимых ранее. Оборудование завода работает более чем в 30 странах мира.

· Макеевский завод "Лазер", выпускающий горно-шахтное оборудование, реализовавший в 2022 году продукции более чем на 500 млн рублей. Завод получил грант на 100 млн рублей для закупки станков с ЧПУ.

· "Донвентилятор" — поставщик промышленного вентиляционного оборудования, в том числе для шахтных вентиляторов местного и главного проветривания.

· "Донецкий экспериментальный ремонтно-механический завод", выпускающий кроме горно-шахтного оборудования ещё и металлоконструкции для шахт.

· "Донецкий энергозавод" — производитель рудничного и взрывозащищенного электрооборудования для угольной и горнодобывающей промышленности, а также различных видов промышленного электрооборудования для газо-нефтеперерабатывающей, химической, металлургической и других отраслей промышленности, в том числе с взрывоопасными условиями эксплуатации.

· "Донецкгормаш", некогда выпускавший роторные экскаваторы и самый большой в мире вентилятор ВЦД-47 "Север". Завод поставляет оборудование для Сибиркой угольной энергетической компании (СУЭК).

Вся эта продукция будет востребованной как в ЛНР и ДНР, где износ основных фондов шахт превысил 85%, так и в других регионах России.

Отдельного упоминания заслуживают электротехнические и кабельные заводы, а также заводы запорной арматуры, без которых сложно восстановить повреждённую инфраструктуру новых территорий.

· Донецкий и Торезский электротехнические заводы вошли в электротехнический кластер Чувашии — шефство над ними взял Чебоксарский электромеханический завод. Первое оборудование донецких предприятий уже поставлено на объекты электроэнергетики, а первую электроподстанцию, произведённую Чувашией и ДНР, запустили в ноябре.

· Заводы "Донпромкабель" и "Макеевкабель", выпускающие кабельную продукцию для промышленных и бытовых потребителей.

· Луганский завод трубопроводной арматуры "Маршал", который обладает полным циклом производства 8 тыс. наименований запорной арматуры. На заводе не так давно построили новый цех на 8,4 тыс м2. Металлургические предприятия, которые находятся под контролем ЮГМК (Южная горно-металлургическая компания), а их 9 в ДНР и ЛНР. И многие из них, находятся во вполне рабочем состоянии. Предприятия, выпускающие бытовую технику. "Донфрост", производитель холодильного оборудования, наследник предприятия NORD — стабильно выпускает продукцию с 2016 года, войдя в состав российского холдинга "Диорит".

При мощности в 300 тыс. холодильников в год предприятие в 2021 году выпустило 137 тыс. холодильников, из которых 100 тыс. были реализованы в России. Недавно предприятие наладило выпуск бытовых электрических мини-печей под брендом NORDFROST.

Есть вообще уникальные предприятия, например Снежнянский машиностроительный завод "Авиатех". Это один из двух заводов в бывшем СССР (второй — в Запорожье), который выпускает лопатки компрессора турбины для вертолётов, штурмовиков и гражданских самолётов. На протяжении последних 8 лет на предприятии трудились 2,5 тыс. человек.

В Мелитополе сохранились предприятия выпускающие запчасти для сельхозтехники и гидравлику: · "Гидромаш", выпускающий строительную и пожарную технику, готовится к перезапуску, но новостей о нём нет с июля 2022 года. · Заводы "Автогидроагрегат" (амортизаторы, гидравлические цилиндры для автомобилей) и "Гидросила" (насосы шестерённые, гидрораспределители, гидроцилиндры, рукава высокого давления) возобновили свою работу прошлым летом. · Мелитопольский завод автотракторных запчастей (тормозные барабаны, роторы, ступицы, валы катков для автомобилей и с/х техники, включая комбайны) уже работает на российский рынок. Это только часть предприятий, которые вошли в экономику России.

С необходимостью восстановления и развития промышленного потенциала разобрались, теперь нужно понять суть проблем и способы их решения.

  • физическое восстановление промышленных предприятий, строительного потенциала у России хватит, главное обеспечить застройщиков оборудованием, в том числе крановым, и я об этом писал в предыдущей статье- , это можно сделать быстро, и мы знаем как;

  • кадровая проблема, она остро стоит во всей стране, в настоящий момент более 3,5 миллионов вакансий и цифра продолжает расти, и особенно остро эта проблема стоит на новых территориях. Решить ее можно за счет привлечения кадров из уехавших из-за конфликтов жителей, сейчас устойчивая тенденция к их возвращению. За счет жителей других регионов России. И за счет демобилизованных участников СВО. В последнем случае, так же решается очень важная проблема трудоустройства ветеранов СВО и их социальная адаптация. Но именно для промышленности нужны квалифицированные кадры. То есть их нужно обучать, или с «нуля» или повышать квалификацию. Очевидно, что нужно создавать Центры компетенций, причем мое мнение - и на новых территориях, и в регионах России, как минимум в крупных и промышленно развитых. На примере Омска, мы уже давно ведем работу по созданию в Омске своего рода краностроительного центра России, в том числе создание кампуса, где будут проживать и обучаться будущие специалисты. В том числе из других регионов страны, а также иностранцы из стран-партнеров. Кстати, в финансовом плане к решению кадровой проблемы могут подключиться работодатели, обеспеченность их предприятий квалифицированными кадрами – залог успеха;

  • кооперация с существующими предприятиями России. Восстанавливая разрушенные связи, которые создавались еще при СССР, необходимо учитывать новые тенденции в экономике. Кооперация должна быть так же и с предприятиями из других стран. Международное сотрудничество не только возможно, оно необходимо. Прежде всего, стоит смотреть на страны бывшего «варшавского блока», ближайших союзников СССР, это Венгрия, Болгария, а также другие страны Европы - Италия, Германия, в которых очень развито крановое производство. Стоит рассматривать и другие страны. И это логично, потому что в прошлом многие предприятия из этих стран были завязаны в единую «кооперационную цепочку». Надо только восстановить эти связи, учитывая интересы всех сторон.

  • инновации - необходим принципиально иной подход к использованию инновационных решений и технологий, есть такой проект Московский инновационный кластер, как пример правильного подхода, но, к сожалению, он работает полноценно только в столице, необходимо создать подобный проект на федеральном уровне. Для того чтобы потребители, в данном случае промышленные предприятия имели возможность доступа к инновациям, а инноваторы имели возможность выхода на рынки сбыта;

  • логистика. Это важная часть развития промышленности новых территорий и России в целом. И, как показывает мировая практика, решение только лишь логистической проблемы может привести к резкому росту экономики. Я про проект Магистрали и выдающегося республиканца Эйзенхауэра. Напомню, в 1954 году, сразу после Корейской войны Эйзенхауэр решил, что сеть высокоскоростных магистралей просто необходима для США.

«Если мы хотим решить проблему загруженности дорог, то вся федеральная система хайвеев должна быть утверждена как единый проект с конкретной датой завершения. Тогда можно будет провести необходимое планирование и инженерную подготовку», - сказал тогда президент Эйзенхауэр.

Согласно плану нужно было построить 66 000 км высокоскоростных дорог стоимостью $27 млрд за 13 лет. Сеть магистралей была рассчитана на автомобильный поток, который ожидался через 20‑лет. Все дороги должны были жестко соответствовать утвержденному стандарту, а именно ширина дорог 4 полосы, скорость передвижения автотранспорта 125 км/час, и передвижение по всей стране без остановок. Звучит не реально, правда? Тем не менее все получилось, правда понадобилось больше времени, почти в два раза, и объем финансирования в ходе реализации увеличился в пять раз (до 125 млрд. долларов). И экономический эффект от проекта сложно переоценить. Это и развитие отдаленных территорий, и существенное снижение себестоимости для производителей и, наконец, создание (укрепление) общенационального рынка.

Получилось у них, и я не вижу причин, почему не получится у нас. Посмотрите на пример Москвы, вспомните, какой она была 20 лет назад, а сейчас столица нашей Родины занимает лидирующее положение среди мегаполисов мира, в том числе как инновационная столица, и стабильно занимает первое место по комфортному проживанию для жителей города.

Какая связь между новыми территориями, Москвой, Эйзенхауэром и кранами?

Решать вопрос с машиностроением, а особенно с грузоподъемным оборудованием, России придется в самое ближайшее время. А параллельное восстановление промышленности в стране и в новых субъектах, да еще и в такие короткие сроки, диктуемые суровой реальностью - это еще и задача из жанра «миссия невыполнима»… Да, задача восстановления машиностроения поставлена и находится на особом контроле у Президента страны, в настоящее время локально происходит консолидация и ускорение многих процессов.

НО… у нас сейчас есть еще много общих векторов совместного развития не только с союзниками, но и с нынешними и, надеюсь, бывшими оппонентами.

И если решать вопрос концептуально и стратегически взаимовыгодно, то он станет своего рода «магистралью Эйзенхауэра», только уже в мировых масштабах, как трансконтинентальный проект.

У нас есть многое для того, чтобы реализовать глобальный проект по восстановлению и развитию промышленности и компетенции. Многое уже сделано. И есть самое главное - желание, мотив, и ВЕРА, ведь развивая промышленность страны, в том числе новых территорий, мы работаем на будущее всей страны. Сейчас я говорю от своего имени и от имени нашей команды. И от имени многих единомышленников среди числа предпринимателей, управленцев и чиновников, которые готовы и хотят участвовать в процессе.

Тэги:

Поделиться: