Ни у кого не остается сомнений, что Виктор добился успеха, ну а мы точно знаем, что он по-прежнему хороший человек.

Вместо того, чтобы заниматься взрослым делом и вести окопные бои с конкурентами, Виктор вынужден всем подряд доказывать, что он не верблюд: что бизнес ему не подарили, папа – не олигарх, дедушка – не чиновник. Молодости Скуратова хватит, чтобы найти для завистников аргументы, – уверена редакция, – а вот убедить всех, что ты стал миллионером и по-прежнему хороший парень – вряд ли.

Я теперь точно знаю: самая большая сложность бизнеса – это его начать. Сколько себя помню, постоянно перебирал в голове какие-то темы, начинал и тут же бросал. При этом никаких затрат, по сути, не нес. В определенный момент я понял, что занимался «перебиранием разных тем», чтобы найти свою, «идеальную». Только в тот момент, когда на пороге своего дома увидел минипарк кофемашин, начал по-настоящему шевелиться и думать, что с ними делать. Как-то сразу и само собой пришло осознание того, что работать буду на кофейном рынке. Хотя тогда я еще не догадывался, что так вдохновлюсь этим продуктом. Особенно если учесть, что кофе до этого не пил вообще.

Однажды – я тогда учился на пятом курсе института – в интернете натолкнулся на франшизу. Достал двести тысяч рублей – оплатил оборудование, капсульные кофемашины, и понеслось. Как я понял позднее - это была не франшиза в нормальном ее понимании, а просто такой способ продажи: то есть мне отгрузили оборудование, стали продавать к нему кофе и забыли обо мне навсегда. У меня, кстати, до сих пор эти кофемашины на складе болтаются. Пока мучился с ними, стал заниматься делом – «разбираться в теме». Понял, как этот рынок работает, то есть получается, что за науку заплатил. У купленных аппаратов оказалась такая неприятная техособенность: прибор для взбивания пара (так называемый «капучинатор») окислялся после первого контакта с нашей водой. Так вот я полночи разбирал кофемашину, зачищал этот механизм, а утром брал 12-ти килограммовый аппарат и выезжал к клиенту. Ездил преимущественно на общественном транспорте. Очевидно, мотивация, чтобы установить кофемашину была просто запредельная (тащить назад ее не хотелось). И где-то через полгода такой работы, я посмотрел замечательный фильм, где герой Уилла Смита ночью чинит медицинские приборы - денситометры, а потом на автобусе разъезжает с ними, в попытках продать. Ситуация у меня была даже на тот момент намного лучше, чем у киношного героя, да и такого успеха я еще не добился, но фильм тогда меня поразил таким совпадением и даже немного вдохновил. До сих пор его с удовольствием смотрю. На тот момент на кофейном рынке Омска конкуренции практически не было. Я взял самоучитель и своими руками сделал сайт, и почти сразу мне стали поступать предложения о сотрудничестве со всей России. Понятно, что большинство этих предложений было полнейшей ерундой. Продажники ленятся искать крупные компании, ищут только через интернет и находят меня.

Первая компания, с которой я подписал договор, – представительство Штраус групп в России (один из крупнейших производителей кофе в Восточной Европе). Они искали представителя в Омске по сфере HoReCa. Для того чтобы купить первую партию товара и ратифицировать договор, мне нужно было всего 50 000 рублей. Звучит невероятно, но тогда найти эти деньги казалось реально непосильной задачей. Я занял их у друга. С представительством Штраус я подписал договор и начал работать. Ни машины, ни сотрудников в компании тогда не было - товар развозил либо на такси, либо на общественном транспорте. Про бизнес я в основном узнавал из книг и журналов - да и преимущественно это были знания о крутейших московских или американских компаниях. О бизнесе в Омске я узнал непосредственно на практике. И самым значимым открытием для меня стало то, что большое количество наших собственников (не все, конечно) предпочитают дружить с конкурентами и воевать со своим персоналом. Не наоборот. Бизнесмены встречаются и жалуются на свою команду. Фантастика.

Обороты росли, и я понял, что могу себе позволить взять первого сотрудника. Торгового представителя и экспедитора в одном лице. Саша, кстати, до этого работал управляющим «Крем Холл» и в кофе разбирался. Я снял офис-склад – одиннадцать квадратных метров в СКК им. Блинова, в котором вода в кулере зимой замерзала. Но дело пошло.

Мы снова влезли в долги и заказали производство ростера в Германии. Брэндинг и дизайн упаковки заказывали в Москве – в Омске не нашли специалистов нужной квалификации, хотя бюджет выделили приличный. Ключевой момент – наличие моей фамилии - это моя идея, москвичи ее просто развили. В тот же момент решили открыть свой магазин. Я посчитал правильным иметь хотя бы одну розничную точку потому, что стабильность и рентабельность выше, и с дебиторской задолженностью проблем нет – платят вовремя. А по ходу строительства пришла мысль – варить в магазине кофе. Так мы открыли первый в городе брю-бар (кофейня с минимальным количеством еды, где упор реально делается на кофе и на разные способы его приготовления).

Я смеялся до слез и хлопал в ладоши, когда мы запустили ростер. Три месяца заняли поиски места для установки обжарочного оборудования, но когда нашли подходящее и установили ростер, выяснилось, что там невозможно подвести тот газ, который нам нужен. А у нас уже оплачен специалист – бариста с мировым именем – Татьяна Елизарова, она должна была вот-вот прилететь из Москвы. Мы бросаем все силы, сотрудников на поиски нового помещения. В течение двадцати четырех часов находим помещение, заключаем договор, перевозим и устанавливаем оборудование. Еще оказывается, что инструкции только на немецком и английском языке, позвонить и спросить нет возможности – выходные, а по выходным в Германии не работает никто – защита труда. До сих пор помню, как мы все по очереди пытались разобраться, как же он включается. Шесть часов мы потратили, пытаясь запустить ростер. И вдруг приезжает один из моих партнеров и вспоминает, что лет 10 назад работал наладчиком холодильного оборудования на «Сибирской белочке». Десять минут ему хватило, чтобы запустить аппарат. Даже не читая инструкцию. Как в кино. Мы выдохнули. Татьяна, кстати, приехала, посмотрела на все это и, чтобы не терять время, стала давать теорию.

За два дня до открытия мы объявили акцию - бесплатный кофе всем желающим. Вывесили объявление в социальных сетях и были шокированы ажиотажем. Сумасшедшие очереди. Сразу несколько изданий написали статьи, причем совершенно бесплатно. Но это-то как раз понятно - заведение нового «диковинного» формата, в самом центре, да и с новостями у нас в городе не густо. Дальше начало работать сарафанное радио. В Екатеринбурге, Красноярске, Челябинске какие-то попытки люди делали и то не совсем удачные. Но я был уверен, что у нас получится. В первую очередь потому, что подобралась злая молодая команда (средний возраст в нашей компании 24 года), поэтому были очень мотивированы на результат.

Уверен, нет лучшего стимула для развития, чем отсутствие каких-то связей и родителей-олигархов. Мы могли выжить только постоянно развиваясь, думая о нашем бизнесе двадцать четыре часа в сутки. Не могли себе позволить распыляться или заниматься непрофильной деятельностью, даже когда стали появляться свободные деньги. Я до сих пор уверен, что невозможно по-настоящему эффективно работать в нескольких разных сферах. Ты всегда будешь проигрывать конкуренту, который с тобой борется на несколько часов больше каждый день. Постепенно мы смогли прийти к тому, что нужно самим обжаривать кофе. Тут много факторов сказалось: это и интереснее, и выгоднее, если ты соберешься развиваться в другие регионы, и нет никакой зависимости от поставщиков, и ты можешь контролировать качество кофе от ростка до чашки. Ну и самое главное: кофе свежей обжарки - просто вкуснее.

Подсознательно большинство почему-то думает, что за мной кто-то стоит, бизнес мне купили или подарили. Реально, это одна из самых больших сложностей, с которой я сталкивался за 4 года работы. Первое время общения с новым человеком приходится доказывать, что ты владеешь всей информацией и можешь принимать решения в компании. К тому же, молодых предпринимателей часто представляют тем, что сейчас называется «стартаперами», которые в вечном поиске инвестора (а еще все думают, что начинающие бизнесмены должны работать в интернете). Ну, а когда люди узнают, что я начинал без офиса (товар хранил в съемной квартире), с 50 000 рублей, занятых у друга, у людей случается то, что я бы назвал «когнитивным диссонансом». Кстати, интересный момент: если денег нет и бизнес пока в самом начале пути, то большинство окружающих будет утверждать, что он неприбыльный, и ты делаешь все неверно. Какие бы ты шаги ни делал. Правильные или неправильные. Но при наличии хорошо работающего бизнеса, те же самые люди будут говорить, что ты вообще все делаешь безошибочно. Опять-таки, что бы ты ни совершал.

Искренне считаю, что начинать «не с нуля» - значительно тяжелее. Ну, серьезно. Тебя постоянно будут сравнивать с папой, мамой, дедушкой. Да и счастье же - в преодолении. И ты всегда будешь помнить те два года, когда на единственные свободные деньги мог один раз в месяц сводить свою девушку в кино. Все остальное же шло в развитие, а кредиты тогда мне еще никто не давал.

Я хочу построить цивилизованную добрую компанию мирового масштаба. Именно добрую и искреннюю, не социальную в смысле «Собес», а так, чтобы счастливы были как люди, которые у нас работают, максимально себя реализуя, так и гости с клиентами, которые видят искреннее отношение к себе. Очень часто слышу мнение: чтобы чего-либо добиться нужно стать, так сказать, плохим человеком. Я в своей работе пытаюсь доказать обратное.

Тэги:

Поделиться: