Я хочу поднять важную, на мой взгляд, тему. Какая главная задача у каждого хоккейного клуба (хоккейной школы)? Очевидно, что это - максимально высокие спортивные результаты. Это закономерно и логично. Поэтому всё, что происходит вокруг спортивных результатов, не является стратегической задачей. Да, в уставных документах прописана необходимость создания условий для гармоничного развития спортсмена.

Да, клубы проводят разные социальные мероприятия - с каждым сезоном их всё больше. Да, великие тренеры постоянно говорят о важности комплексного всестороннего развития хоккеистов. Но, будем честными, в подавляющем большинстве случаев в голове на первом месте - результат.

Это - реальность, которая складывалась десятилетиями. Некоторые положительные примеры другого подхода к хоккею - скорее, исключение из правил.

Вот только общество сейчас другое. Появляются новые ценности, которые имеют значение. Среди них - социальная ответственность спорта перед обществом, всестороннее развитие спортсменов, забота об их успехах не только в спорте, но и в жизни, участие самих спортсменов в жизни общества.

«Спортивные результаты всегда будут задачей номер один. Но и социально значимые результаты являются показателем эффективной работы клубов, их руководителей, тренеров. Я считаю, что одно другому не противоречит. Более того, умный и всесторонне развитый хоккеист показывает более высокие спортивные результаты. Если этот ум сам хоккеист, тренер и руководство клуба будут использовать правильно. Потому что всё в хоккейном мире взаимосвязано».

В связи со значительной игровой и тренировочной нагрузкой молодому хоккеисту не хватает времени для самостоятельного развития коммуникативных и иных жизненных навыков. Имеют место пробелы в получении качественного образования. Психологическая составляющая часто игнорируется. При определенных обстоятельствах это негативно влияет на молодых и взрослых хоккеистов как в начале их профессиональной карьеры, так и после её завершения. Это отрицательно влияет на имидж хоккея как важной социальной составляющей современного общества, неблагоприятно сказывается на репутации российского хоккея.

С какими трудностями чаще всего сталкиваетесь в своей практике вы?

Команда — живой и очень сложный механизм, настроенный тренерами на определенный рабочий режим. Жизнедеятельность этой системы зависит от неисчислимого количества факторов, требует постоянного контроля и коррекции. Неумение работать в команде — важнейший вопрос в моей практике и один из самых непростых.

Как бы идеально хоккеисты не были подготовлен физически, но если нет взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимоуважения внутри команды, то добиться победы крайне тяжело. Про это не надо забывать это как тренеру при воспитании своих спортсменов, так и родителям.

Хоккей — КОМАНДНЫЙ ВИД СПОРТА

И для развития личности юного хоккеиста и его социальных навыков, необходимо проводить мероприятия для сплочения команды, где ребята будут учиться выстраивать отношения и взаимодействовать между собой для достижения поставленных целей, важно научить развивать гибкие навыки с юности.

Что можно посоветовать родителям, чтобы ребенок чувствовал их заинтересованность и поддержку, но при этом не ощущал чрезмерного давления?

Без ответственности, инициативы и самостоятельности результативного спорта нет и не может быть.

Родителям юных хоккеистов я рекомендую развивать самостоятельность ребенка. Для начала спортсмен должен уметь собрать вещи на тренировку, одеться и настроиться на работу. Воспитывайте в ребенке готовность брать на себя ответственность за слова и поступки, умение принимать решения и адекватно относиться к полученному результату. Дети еще только учатся всему, получают свой собственный опыт, совершают свои ошибки и открытия и обдумывают, почему вышло именно так или иначе. А это залог их личного успеха.

Детско-юношеский хоккей В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ВОСПИТЫВАЕТ УНИКАЛЬНУЮ ЛИЧНОСТЬ И ПРИВИВАЕТ ребятам НАБОР ЦЕННОСТЕЙ, КОТОРЫЙ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ С НИМИ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ.

Какие ключевые факторы влияют на состояние ребенка на тренировке? Во время игры?

Ребенок живет и мыслит эмоциями. Приятно — хорошо, неприятно — плохо. Наша задача научить ребенка получать удовольствие от физических нагрузок и тренировок, наслаждаться процессом игры, общением с тренером и партнерами по команде, а самое главное — по-настоящему любить хоккей.

Родителям хоккеиста ни в коем случае нельзя обсуждать других игроков команды и тренера в отрицательном свете. В положительном — можно. Это идёт вразрез с командой.

Тренер говорит: мы команда, друзья, коллектив, должны быть честными и открытыми. А когда родители в присутствии своего спортсмена негативно обсуждают всю команду, сразу возникает конфликт внутри своего ребёнка и агрессия к команде, неуважение к тренеру, а следовательно: • тормозится развитие спортивных и психологических качеств спортсмена, • страдает адекватная самоидентификация, • портятся отношения с партнерами по команде, • растёт негативный фон и снижение его личного спортивного результата.

Родителям важно проговаривать базовые моменты, когда хоккеист поддерживает в тяжелый момент одноклубника, радуется вместе с ним забитому голу или пойманной шайбе.

Есть родители, которые винят в неудачах своего хоккеиста только посторонних (тренера, родителей других детей, одноклубников) при этом не обращая внимания на очевидные вещи.

Также очень важно больше рассказывать юным хоккеистам о роли получения образования в жизни.

С какими препятствиям могут столкнуться – и, увы, сталкивается – хоккеисты без образования?

Первое – сразу после выпуска в хоккейной школе. Молодой человек, отдавший хоккею детские и юношеские годы, может оказаться невостребованным на профессиональном уровне. Так бывает. Если сравнить число воспитанников хоккейных школ с количеством игроков профессиональных команд, предостережение становится очевидным.

Второе препятствие – в возрасте «немного за тридцать». Ты ещё в хоккее, но конкуренция становится жёстче, в спину дышит перспективная молодежь, старые травмы дают знать. Стабильно попадать в состав сложнее, список клубов, куда можно попасть, всё меньше. Хорошо, если в лучшие годы удалось заработать и вложить правильно. А если нет?

Третье препятствие – почти как второе, но чуть позже. Рано или поздно хоккеист достигает возраста, когда нужно вешать коньки на гвоздь. Хорошо, если к тому времени есть солидный счёт в банке, есть друзья и коллеги, заработанные хоккеем дружеские и партнерские связи. А если нет?

К сожалению, встречается и четвертое препятствие – непредвиденное, под названием «травма». Когда все планы, все радостные перспективы, прогнозы и мечты заканчиваются: хоккей – всё, дай Бог, что удалось восстановиться. Что дальше?

Советую задуматься об этом всерьез, не отгоняя от себя эти неприятные мыли. Это время всё равно придет. К нему надо готовиться. Лучшая подготовка – это помогающее жить дальше образование. Мой совет прост – не забывать про образование в то время, когда следует учиться по возрасту. Я убеждена – чем раньше молодой хоккеист поймёт, что ему в жизни, после завершения игровой карьеры, поможет образование, тем большего успеха он добьётся. Как показывает пример многих спортсменов, без образования сложнее остаться в хоккейном мире, да и просто найти свое место в жизни.

Что нужно сделать, чтобы молодой хоккеист понимал важность получения образования?

К сожалению, результаты наших исследований говорят: важность образования – не приоритетная тема. Во-первых, многие наивно думают, что в хоккее навсегда, ничего другого не нужно. Во-вторых, хоккеисту учиться сложно. Тренировки, игры, перелеты, гостиницы, психологическая нагрузка – не каждый взрослый может с этим справиться и найти время на получение образования.

Как изменить ситуацию?

Я считаю, что необходима постоянная работа с молодыми хоккеистами через разъяснение важности образования, через убеждения, демонстрацию положительных и отрицательных примеров. Эта тема есть в программе занятий «Первого Хоккейного Бюро» - действуем шаг за шагом, пропагандируем идею через каждое занятие, где-то прямо, где-то косвенно.

Подбираем примеры – положительные и отрицательные, даём подсказки, советы и алгоритмы того, как это правильно делать. Хоккейное сообщество должно рассказывать о важности образования. Постоянный информационный поток с положительными примерами пользы образования и отрицательными примерами его отсутствия. С привлечением лидеров хоккейного мнения, журналистского сообщества. Этой теме должно быть постоянное место в хоккейном информационном пространстве!

Для интереса. Наберите в интернет-поисковике слова по теме: «важность образования», «хоккей», «хоккеист и высшее образование». Примеров находится мало. А жаль.

О таких примерах необходимо рассказывать! Общественное мнение формируется небыстро, но это посильная задача.

«Первое Хоккейное Бюро» понимает важность всестороннего развития хоккеиста, где образование занимает важную часть.

В этом наша работа – важно убедить молодых хоккеистов: без образования и всестороннего развития сложно построить карьеру, жизнь, сформировать репутацию.

Но! Об этом недостаточно говорить с трибун и публикаций в СМИ. Нужна непосредственная и постоянная работа с молодыми хоккеистами (с раннего возраста) и их родителями. Важность этой работы должны понимать тренеры, клубы, высшие учебные заведения. Вместе!

Желаю всем больших успехов в учёбе и спорте, новых свершений и побед!

Екатерина ШАЛАЕВА,

Специально для издания «Хоккей в городе».

Тэги:

Поделиться: