Многие проводят параллели между двумя чудовищными террористическими актами, захватом Норд-Оста, который произошел 23 октября 2002 года, и массовым расстрелом зрителей, которые пришли на концерт группы Пикник в Крокус, который произошел 22 марта. Да, у всех террактов есть общее – это бесчеловечные преступления против мирных граждан. В Норд-Осте напомню, заложников держали трое суток, без еды, воды, без возможности даже сходить в туалет. Последнего террориста ликвидировали спустя 10 лет. То есть на протяжении десятилетия террористов выискивали и карали.

В Крокусе все произошло за минуты, всем преступникам удалось скрыться, но ненадолго. Сейчас они задержаны и находятся под арестом. Я очень хорошо помню тот день 23 октября 2002 года. Мы с друзьями отмечали какое-то событие в ресторане, среди присутствующих было много «специальных» людей. Вдруг у всех у них зазвонили телефоны, они сорвались посреди ужина и уехали. Мы же, как ни в чем ни бывало, продолжали ужинать. Я не понимал тогда всего ужаса происходящего, правда, не понимал. «Ну захватили, сейчас освободят». Я понял спустя десять лет после той ужасной трагедии, когда брал интервью у очевидца тех событий, Татьяны Синюгиной.

Я поставил заголовок – «За этот спектакль мы заплатили сами». На самом деле этот же заголовок можно было поставить и на статью про «Крокус». Вот небольшой отрывок из статьи:

  • «Когда мы идем на спектакль, мы реализуемся. Мы думаем про наряды. Думаем, что за спектакль надо заплатить деньги, провести время со своей семьей. И все нормально, и люди как люди – красивые все нарядные. И вдруг Норд-Ост. Все меняется в секунды. Ты сидишь и наблюдаешь, как люди сходят с ума, как они мгновенно деградируют. От шока полная неадекватность поведения. Человек вскакивал и не понимал, что может навредить другим. Вскочил, стрельнули в него, а ранили нескольких других. Разное было, по разному люди себя вели. Кто-то готов был на все, лишь бы его не убили. Нас же не кормили три дня, не поили. Кто-то занес коробку конфет, и кидал эти конфеты в зал – как собакам. Бросят, а сами наблюдают и смеются. А людям хоть что-то пожрать. И у каждого все равно был выбор – хватать эту конфету, или не хватать. И по тому, как человек реагировал, тем он и оставался. Кажется, это просто. Тебе в зал кинули горсть конфет, ты метнулся и схватил ее, толкнул, растолкал всех, но за секунду до этого, ты ещё был человеком. А вот через секунду ты уже собака. Но далеко не все бросались вот так за конфетками, а кто-то и делился с детьми. Разные там были люди».

Полностьючитать ее сложно.

Помню, как мы писали эту статью, около 6 часов шло интервью, несколько суток я не спал. Помню, как корректор плакала, когда работала над материалом. Помню, как в редакцию звонили и угрожали. Я, все помню, а хотел бы забыть.

И сейчас опять. Те же эмоции, та же боль. Я соболезную всем, кто пострадал, я скорблю вместе с родственниками и близкими погибших.

Я верю, что у пострадавших будет все будет хорошо. Верю в то, что мы всем им поможем. И ведь помогают же, аналогов в мире нет, все крупнейшие банки, а первыми были Альфа и Тинькофф, подом подключились Сбер, ВТБ и другие, заявили о том, что спишут все кредитные задолженности пострадавшим. Аэрофлот, S7, Уральские авиалинии готовы бесплатно доставлять родственников погибших в Москву, и РЖД тоже готовы. Яндекс-такси доставляли людей с места трагедии бесплатно, Сбер-доставка 23 и 24 марта отменили плату за доставку, чтобы люди не выходили из дома, для безопасности. Многие рестораны и магазины, перечисляют часть своей выручки для помощи.

Кто-то мне сказал, что это пиар. Допустим так, но в результате то людям помогли, хотя я верю, что все делается от чистого сердца. Посмотрите на кадры от Крокуса, тысячи людей несут цветы. Посмотрите мировые новости. Этим не вернешь погибших, как и карой для террористов их тоже не вернешь. Но мы можем почтить их память, мы можем помочь их близким.
И все же у меня (и не у меня одного) остаются вопросы. Как эти террористы попали туда? Всем понятно, что они были не одни, что за ними кто-то стоял. Но все-же почему их пропустили. И главное, почему они спокойно уехали? И почти не скрылись. Наш президент сказал: «Мы найдем и покараем каждого», и лично я ему верю.

Но хотелось бы уверенности, что это не повторится, что мы сможем ходить в театры и на концерты, не боясь за себя и своих детей.

Тэги:

Поделиться: