При высокой зависимости от импорта и при ограниченном предложении товаров и услуг потребительского назначения на внутреннем рынке усиление потребительского спроса провоцирует инфляционный выброс. Это было раньше, а после СВО стало в наибольшей степени обострено.

Если потребители имеют достаточный располагаемый денежный ресурс на руках и готовность его тратить? Это мотивирует покупать товары, как на зарубежных, так и на отечественных маркетплейсах: смартфоны, компьютеры, телевизоры, бытовую и мультимедийную технику, товары для хобби и развлечений, одежду и прочее. Непродовольственная потребительская розница, имеющая ненулевую технологическую емкость, практически целиком и полностью импортная или произведённая в России с высокой долей промежуточной импортной продукции/комплектующих, как, например, крупная бытовая техника (холодильники, стиральные машины).

Импорт – это отток капитала и спрос на валюту, что при высокоинтенсивном фоновом выводе капитала и слабом экспорте сокращает доступный профицит валюты, приводя к девальвации рубля до уровня нового равновесия, когда удорожание импорта отсекает часть покупателей.

При очень высокой зависимости от импорта, девальвация рубля всегда приводит к росту инфляции – это аксиома, тождество, которое нельзя обойти статистическими манипуляциями.

Соответственно, если доходы населения и/или располагаемые сбережения, выраженные в валюте, находятся на высоком уровне, как во втором полугодии 2022 - в текущих условиях это всегда будет приводить к среднесрочной девальвации рубля и росту инфляции по мере разгона импорта и сокращения торгового баланса из-за отсутствия балансирующего и компенсирующего механизма стравливания дисбаланса избыточного спроса на валюту.

Второй важный момент - отечественные товары и услуги.Провоцирует инфляцию критический дефицит рабочей силы, устаревшие основные фонды и отсутствие достаточно развитых технологий в реализации потребительского спроса.

Иначе говоря, при возникновении спроса – некому и нечем его удовлетворить. В долгосрочной перспективе происходит подстройка и адаптация, балансировка спроса и предложения, но в краткосрочной и среднесрочной перспективе это выражается в инфляционном шоке.

С 2022 это особо ярко проявляется в секторе туризма, культуры и развлечения, цены на которые в России растут рекордными темпами (на десятки процентов). Россиянам закрыли привычные направления путешествий и получилось, что тот ресурс, которые тратили на зарубежный туризм, абсорбируется внутри России.

Это замечательно и приводит к развитию внутреннего туризма, но чтобы создать гостиницы и соответствующую инфраструктуру требуются годы, сотни миллиардов рублей инвестиций и самое главное – люди, которых нет в достаточном количестве.

Это провоцирует разгон заработной платы и повышает издержки туристических и развлекательных отраслей, что вынуждает повышать цены, чтобы сбалансировать спрос и предложение.

В 2022 году, когда россияне в шоке от СВО и экономического удара середины 2022 имели выраженную сберегательную модель – цены не росли. Но в начале 2023 потребительская активность возросла и цены сразу поперли, причем к концу году, с учетом эффекта девальвации рубля, инфляция легко выйдет далеко за 10%.

Получается, что любая попытка «раскупорить» спрос и подняться «со дна» неизбежно приводит к инфляции и принудительной попытке подавления спроса со стороны ЦБ РФ, чтобы сбить инфляцию до нового цикла стабилизации и восстановления. Вот так по синусоиде и двигаемся.

Подобная логика применима не только к России– большинство развивающихся стран существуют похожим образом, но после СВО многие дисбалансы и структурные ограничения обострились, особенно по торговому балансу и дефициту рабочей силы.

Источник – Spydell_finance

Тэги:

Поделиться: