Библиотека – это кладезь ценной информации, как люди или книги. Как вечность и память. Накопленные веками знания собираются и хранятся в одном месте, потрясающе, не правда ли? С возникновением интернета книжные полки пылятся не меньше, их также протирают заботливые сотрудники, но сама книга получила виртуальный образ.

Развитие шагает в гору, ничего не поделаешь, да и не нужно – настоящие ценители бумажной литературы есть и остаются до сих пор.

«Любите книги и цените полезную литературу» – с этим девизом, например, проходит школьное мероприятие, связанное с повышением интереса к чтению. Мотивация необходима хоть где, если к организации события подходят грамотно. Если человек любит свою работу и готов трудиться на всеобщее благо.

Я часто заходил в библиотеку по месту жительства – им. Маяковского, а теперь и вовсе она рядом со мной вместе с добрым и эрудированным библиотекарем. Я - школьный учитель, а ещё – писатель и корреспондент. Читать приходится много, а ещё узнавать новое, с удовольствием общаясь с детьми. Они – словно оптические накопители информации, оживлённые магией преподавателей школы Хогвартс. Ни дня не могут без поглощения увлекательного. Ребята читают, играют, смотрят и слушают. Достаточно на перемене побыть с пятиклассником, как узнаешь столько нового о новинках кино или музыки, что невольно чувствуешь себя стариком, простите. А пообщавшись со старшеклассниками – немедленно зайдёшь в крупную библиотеку и попросишь оригинал, скачаешь, в крайнем случае. Дети умеют мотивировать неосознанно, кстати.

Отличный школьный библиотекарь – это большое дело. Он читает и знает немало, многим интересуется и должен при желании порекомендовать новинку. Причём этот человек не только должен увлечь ребёнка, предложив ему интересное из мира литературы, но и поучаствовать в образовательном процессе, организуя соответствующее мероприятие.

Казалось бы, что взять с обыкновенного библиотекаря, кроме книг на раздаче? Но современный «раздатчик книг» – это, прежде всего, педагог и сам человек увлечённый, функционер и менеджер на своём уровне.

Как минимум должен кто-то следить за просвещенческой работой в библиотеке, направлять и реализовывать, проектировать и оценивать.

Сообщение, которое я получил от одного доброго специалиста епархии и человека, озадаченного образовательным процессом в родном Омске было о Раисе Александровне Гончаровой – ведущем методисте сектора учебно-методического обеспечения отдела общего образования департамента образования Администрации города Омска. Раиса Александровна руководит библиотечными работниками много лет. Во что она говорит:

– В условиях модернизации российского образования возросла потребность в квалифицированных, компетентных библиотечных работниках, способных обновлять содержание своей деятельности посредством творческого и критического её освоения, – читаю первый абзац документа. – При этом они не только традиционно должны поддерживать эту деятельность, но и переосмысливать роль и задачи самой школьной библиотеки в образовательном процессе.

А ведь Раиса Александровна как в воду смотрит. Она – права! Сомнения нет, что библиотекарь – это квалифицированный просветитель, часто размышляющий и выделяющий для ребёнка лишь лучшее.

– Сегодня кристаллизуется новая миссия профессии педагога-библиотекаря, идёт прорыв в понимании на всех уровнях возрастающей роли школьной библиотеки в XXI веке, – продолжает ведущий методист. – Наступает новая реальность для развития школьных библиотек. В нашем сообществе сейчас активно обсуждается новая модель современной школьной библиотеки XXI века. Нам всем необходимо концептуально осмыслить такую модель в контексте цифровой школы, школы будущего. И если педагогический состав работает в сотрудничестве с библиотекой, то она рассматривается не как «тот кабинет в конце коридора, где можно получить какую-нибудь книжку», а как лаборатория «активного познания», которая создаёт обогащенную инновациями среду и особый интеллектуальный климат в школе.

Наряду с документом я получаю фотографии этого замечательного методиста. За столом, вдумчивая и невозмутимая женщина – компетентный специалист с огромным стажем.

– В департаменте образования Раиса Александровна уже лет двадцать! – рассказывает Светлана Петровна Баранцева – этот самый добрый человек из Омской епархии.

Иногда мне думается, что если не я расскажу о работе прекрасного специалиста, то вряд ли кто другой. Поэтому всегда прислушиваюсь к рекомендациям.

А что собственно представляет собой современное обучение?

– Обучение в XXI веке – это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество.

А школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир только под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребёнку целостную картину мира.

И она становится не просто кабинетом № 1, а надпредметным кабинетом в школе, развивает не частичное, а системное, нелинейное мышление у школьников.

Удивительно, но Раиса Александровна, отвечает на вопросы многих научных сотрудников, задающихся вопросами образования именно в библиотеке. Сколько действующих школьных библиотек в Омске?

– В городе Омске успешно действуют 154 школьные библиотеки, в которых работают 164 библиотечных работника. А в 2008 году был создан Совет библиотечных работников при департаменте образования Администрации города Омска, как общественный орган управления библиотеками бюджетных общеобразовательных учреждений, с целью привлечения библиотечных работников образовательных учреждений к реализации основных направлений и приоритетов муниципальной политики в области образования, а также развития и укрепления социального партнерства библиотек образовательных учреждений.

Что является задачами этого совета?

1) Содействие формированию правового пространства, обеспечивающего защиту прав и интересов библиотечных работников в образовательном процессе, сплочение библиотечных работников в интересах обучающихся, педагогов, родителей;

2) Представление интересов библиотечных работников в департаменте образования;

3) Выход с инициативой в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в департамент образования и общественные объединения по вопросам совершенствования деятельности библиотек муниципальной системы образования;

4) Участие в подготовке и реализации целевых муниципальных программ и проектов, направленных на совершенствование деятельности библиотек муниципальных образовательных учреждений и департамента образования по выполнению Концепции модернизации образования.

5) Участие в экспертизе и оценке результатов деятельности библиотек муниципальной системы образования в целом и отдельных библиотек бюджетных общеобразовательных учреждений.

6) Выявление мнения обучающихся, педагогов, родительской общественности о степени удовлетворенности результатами деятельности библиотек муниципальной системы образования в целом и отдельных библиотек бюджетных общеобразовательных учреждений; формирование общественного заказа на конкретные действия, повышающие эффективность деятельности библиотеки, в том числе по изменению статуса библиотеки образовательных учреждений, на виды и уровни библиотечных услуг.

7) Создание общественного мнения и обеспечение общественной поддержки среди библиотечных работников по управленческим решениям и действиям по вопросам развития образования в Омске.

8) Организация и проведение городских мероприятий с участием общественности.

Хотелось бы спросить: какие сотрудники входят в данный совет?

Раиса Александровна, не мешкая, отвечает:

– В Совет вошли библиотечные работники гимназии № 26, 140, 147, 150, лицея № 143, 149, школы № 10, 108, 142, которые имеют высшее профессиональное образование, стаж работы в школьной библиотеке, компетентность, авторитет в глазах школьных библиотекарей.

Библиотеки становятся настоящими школьными информационными и культурными центрами. Этому способствуют внедряющиеся в обучение и повседневную жизнь подростков и молодёжи электронные книги, мобильные технологии, социальные сервисы и многое другое.

– В рамках Плана модернизации общего образования в 25 бюджетных образовательных учреждениях на базе библиотек созданы и функционируют медиатеки, лучшими из которых руководят члены Совета, это гимназия № 26, 43, 85, 140, 147, 150, 159, лицей № 25, 143, 145, 149, школа № 108, 142, - объясняет Раиса Александровна.

Новшества посредством интернета также включены в работу библиотек.

– Под руководством члена Совета Платоновой И.И. заведующей библиотекой бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Гимназия № 147", Магистра образования по направлению "Информационные технологии в образовании" в сентябре 2013 года создано Виртуальное методическое объединение «Школьные библиотекари» на портале системы образования «Омской области «Виртуальноеметодическое объединение педагогов Омской области».

Какова его цель?

– Целью виртуального методического сообщества школьных библиотекарей на портале ВМО системы образования Омской области является создание условий для методической поддержки и профессионального роста его участников за счёт широкого использования Интернет-технологий, – поясняет специалист департамента. – Создание виртуального методического сообщества позволило решить целый ряд проблем, таких как разобщенность школьных библиотекарей и создание условий для их эффективного сотрудничества, возможность доступа к различным источникам информации и систематизации информационных материалов. В то же время, участие в виртуальном методическом сообществе открывает возможность общения школьных библиотекарей между собой с целью обсуждения насущных профессиональных проблем, получения оперативной консультационной и методической помощи, равного обмена сообщениями между членами сообщества. Важно отметить, что в процессе личного участия школьных библиотекарей в деятельности виртуального сообщества создаются условия для формирования и развития коммуникативных навыков, культуры общения в сети Интернет.

Деятельность виртуального методического сообщества школьных библиотекарей Омска и Омской области организована через следующие формы работы: вебинар, форум-обсуждение, интернет-конференция, дистанционный мастер-класс, телекоммуникационный проект, дистанционная консультация.

Члены совета люди не простые – активные участники II и III Омского межмуниципального образовательного Форума «Будущее растим сегодня» по теме: «Школьная библиотека в условиях реализации ФГОС: проблемы и перспективы» и «Воспитание обучающихся в современных условиях: проблемы, поиски, решения».

– В условиях преподавания в школе новых предметных курсов «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» круг обязанностей Совета заметно расширятся: от формирования современной информационной и документной фондовой базы до проведения массовых мероприятий на основе новых методических подходов к организации деятельности школьной библиотеки в направлении духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Будущее библиотек учреждений общего образования зависит как от государственных мер по поддержке школьных библиотек, так и от способности школьной библиотеки гибко реагировать на изменения потребностей всей системы образования и каждого образовательного учреждения. Раиса Александровна Гончарова верит в библиотекарей и надеется на их совместную и плодотворную работу. Недаром вначале своего сообщения Совету библиотечных работников, она приводит слова известного человека – Генри Форда:

«Собраться вместе – это начало, Остаться вместе – это прогресс, Работать вместе – это успех».

Поделиться: