Чего, казалось бы, делить участникам рынка, если они на всё жалуются. Есть чего делить – уверен Иван Беланов, ведь, по его мнению, общественный транспорт априори не может быть убыточным.

Я считаю, и мне это подсказывает мой опыт, что рынок частных перевозок даже в нашем городе приносит хозяевам очень неплохую прибыль. Посмотрите на количество и качество новых маршрутных такси – ведь парк обновился за считаные месяцы и все эти микроавтобусы, мягко говоря, очень недешевые.

Общественный транспорт должен быть муниципальным

Во всем мире транспорт один – основан на частно-государственном партнерстве, представляет собой современнейшие новейшие автобусы, большие, красивые, всегда чистые с нарядными водителями. Постепенно это приходит и к нам. В Москве с первого декабря ввели специальную униформу даже для водителей маршрутных такси. И они все должны выезжать на маршрут в серых рубашках, галстуках и кепках. Это принято за границей. Там у водителей общественного транспорта строгая форма, соблюдение всех правил на дороге. Также во всех странах, где этот бизнес весьма цивилизован, в обязательном порядке есть кодекс водителя и его там строго соблюдают. И вот тут стоит сказать, почему в цивилизованных странах весь общественный транспорт частно-государственный. Государство контролирует и несет ответственность, прописывает законы, нормативы, правила, требования, вводит маршруты, тарифы, а частники выступают с ним в долевом участии, работают по всем правилам и обеспечивают прибыльность всем участникам. Правда, не стоит забывать, что шли к этой удобной для всех форме правления достаточно долго – в течение 20-30 лет. А до этого все было как у нас сегодня – те же частники на маленьких, разбитых и грязных микроавтобусах, не соблюдающие правила и элементарной этики пассажирских перевозок. Также как у нас, государственные пассажирские парки бедствовали и банкротились из-за собственной громоздкости, неэффективности и повальной бюрократии. Но когда ситуация стала совсем «аховой» (прямо как сегодня в нашем городе), государство в лице муниципалитетов и частные перевозчики сели за стол переговоров и создали механизм отношений – безубыточный для всех и эффективный для пассажиров. Ведь если бы этот бизнес не был сверхприбылен, не было бы войн за маршруты.

Войны – это нормально

В нашем городе ситуация уже созрела к диалогу властей и частников. Много нюансов, конечно, много вопросов и к тем и другим, которые готовы задать пассажиры – те, ради которых и создан общественный транспорт. И садятся уже за стол переговоров, и есть уже результаты. Однако у нас прошло очень немного времени от появления частных перевозчиков. И пока, судя по всему, идет банальный передел рынка. Войны, как бы это не звучало цинично – это нормально, это неизбежный переход от хаоса к порядку. Есть одно «но» в нашей ситуации. Хорошо, если я ошибаюсь, но мне кажется, что у нас, в Омске, воюет не государство с частниками, а государство с государством. Одни чины со своими предпринимателями хотят потеснить других со своими предпринимателями.

И можно сделать простой вывод − если начинается битва, то значит, что идет передел рынка. А передел возникает в двух случаях: либо рынок падает, либо рынок растет.

Скорее всего, наш рынок автоперевозок растет. Как показатель – транспорт, на который пересели практически все «маршрутчики» − на иномарки ценой по полтора — два миллиона рублей. И сделали это буквально за два-три года. Вот вам и ответ – деньги там есть, и деньги немалые. Качество перевозок с такими авто стало намного выше в плане комфорта, тепла, тишины, скорости − не странно. Теперь надо научить их правильно и аккуратно ездить и вежливо общаться.

Все наладится – нужно время

Диалог, как я уже говорил, начался. Теперь необходимо время для принятия необходимых законов и правильного плана объединения. На сегодняшний день пока только плана. Это и есть цель − найти форму взаимодействия государства с частниками. Узаконить эти отношения, которые позволят вытащить частников из тени и, в итоге, создать крупные предприятия с частно-государственной формой ведения бизнеса пассажирских перевозок. Так это и было сделано в Европе, когда благодаря такому соединению был сформирован огромный фонд, который позволил сделать перевозки безубыточными для собственников и комфортными для пассажиров. Пока, насколько я понимаю, законодательной формы подобного соединения нет. Все, конечно, пока осторожничают – велика доля риска и много возможных нечестных схем. Предположим, государство вложилось в такую компанию, а спустя несколько месяцев, компания возьмет и обанкротится, предварительно слив «налево» все активы. Вот и пока дело уперлось в переговоры. И главное, мне кажется, пока нет четкой сформулированной задачи по созданию предприятий перевозок европейского уровня. Кстати, такие формы частно-государственного бизнеса на рынке пассажироперевозок есть уже в России – замечательно действуют и безубыточно работают, к примеру, компании в Перми и Краснодаре с передачей общественного транспорта в аренду и СП, в Москве и Петербурге. Ждать, думаю, не долго, и мы увидим красивые новые автобусы, приходящие на остановку не по минутам, а по секундам с вежливым водителем в кепке и с галстуком.

Поделиться: