Искать виноватых не нужно. Это маркетологи. Это они управляют миром. Это они заставляют людей то худеть, то поправляться. Это они заставляют людей покупать ненужные вещи. Это они заставляют колоть наших детей всякой дрянью, а нас заставляют есть радиационные отходы и думать при этом, что мы поступаем правильно.

Люди − не рыбы. Им нельзя десятилетиями или столетиями скармливать всякую дрянь. Скидывать заплесневелые крошки с хозяйского стола, думая, что никто не поймет. Поймут рано или поздно.

Можно восхищаться или проклинать великих маркетологов. Молчать о них нельзя. Племянник Зигмунда Фрейда − Эдвард Бернейс один из таких великих. Непонятно у кого он взял таланта больше − у своего дяди Фрейда или у своего прадеда − главного раввина Гамбурга. Но талант у него, безусловно, был.

Великие книги, рекомендованные к прочтению, – «Пропаганда» и «Технология согласия». Основные идеи современной рекламы – покупка новых вещей не тогда, когда старые пришли в негодность, а когда они вышли из моды, продажа товаров − не в соответствии с их прикладными функциями, а как атрибуты успешной жизни. Он также активно использовал в рекламе известных людей или авторитетных специалистов. Использование психоанализа в рекламе тоже изобретение Бернейса.

К сведению вегетарианцев, именно этот человек сделал бекон обязательным дополнением к яичнице, и это блюдо стало самым популярным завтраком в США. Вытеснив таким образом кукурузные хлопья. А сделал он это следующим образом – он разослал письма пяти тысячам людей с вопросом о преимуществах тех или иных завтраков, но вопрос звучал так, что ответ однозначно указывал на мясо. На базе этого «исследования» была развернута широкомасштабная рекламная кампания. И бекон победил, и побеждает до сих пор, убедиться в этом просто – достаточно посмотреть на американцев.

Именно Эдвард Бернейс занимался рекламой табачных изделий. Еще в начале прошлого века курение для женщин было фактически под запретом. Проведя исследования, он сделал вывод, что добиться успеха в продвижении сигарет именно среди женского населения проще, сделав эти сигареты символом равноправия полов. И тогда во время демонстрации известные феминистки под камеры закурили «факелы свободы» − сигареты. Всего за несколько недель курящие женщины стали нормальным явлением во всей Америке. Так быстро табачные компании получили себе новую масштабную аудиторию.

К сведению всех людей, этот маркетолог убедил сначала свою нацию, а потом и весь остальной мир в том, что фтор не только безопасен, но и полезен.

Причем нет ни одного исследования, которое подтверждало бы полезность этого химического элемента. А вот сведений, которые подтверждают вред от избыточного количества фтора в организме, достаточно. Тем не менее, все чистят зубы с пастой, содержащей фтор, а в США еще к тому же и воду пьют, и потребляют другие продукты, наивно полагая, что они делают только лучше для своего организма.

Все мы жертвы рекламы. В той или иной степени. Уже более ста лет реклама перестала выполнять функцию просто информирования и стала влиять на потребительские предпочтения, используя все возможные способы воздействия. В том числе и психологические. Я сам − часть этой системы, я сам занимаюсь рекламой. Но в свое оправдание могу сказать, что стараюсь рекламировать только то, в чем уверен сам. И почти всегда говорю правду. Даже в случае с сигаретами я никогда не говорил, что они полезны. Я просто говорил, что они качественные. Но курение вредит вашему здоровью. Как и фтор. А следование моде и покупка вещей для престижа здоровью не помогают. Так что будьте бдительны.

Поделиться: