Омский центр восстановительной медицины и реабилитации пригласил к себе гостью магистра физиотерапии и сертифицированного терапевта методики Войты, автора и соавтора публикаций по физиотерапии Алину Войчеховскую. Она приехала в Омск из далекой Польши, чтобы провести уже второй мастер-класс по Войта-терапии для специалистов центра.

Мне удалось посмотреть на процесс обучения своими глазами и задать несколько вопросов Алине в единственном перерыве между пациентами, которых было очень много. Родителям хотелось показать своего малыша высококлассному специалисту, и в помощи не отказывали никому.

В первую очередь ответим на основные вопросы о том, что это за метод лечения и для кого он подходит.

Что такое Войта-терапия?

Основатель этой методики - чешский невролог Вацлав Войта, занимавшийся реабилитацией детей с ДЦП в период с 1950 по 1970 годы. В процессе своей работы он обратил внимание на то, что при определенных положениях тела, путем давления на установленные точки (зоны), у детей вызываются бессознательно повторяющиеся реакции туловища и конечностей. В последующие годы В.Войта разработал методику восстановления физиологических двигательных актов для больных с заболеваниями ЦНС. С ее помощью, переходя от простого движения к более сложному, моторные навыки больного ребёнка доводятся до моторных возможностей здоровых детей его возраста.

Какие показания к Войта-терапии?

  • детский церебральный паралич,
  • врожденные миопатии,
  • мышечная кривошея,
  • координационные нарушения,
  • отсутствие произвольных движений, неполные параличи,
  • контрактуры и деформации конечностей,
  • поперечное поражение спинного мозга,
  • церебральные парезы,
  • сколиозы позвоночника,
  • вывихи и дисплазии тазобедренного сустава.

Подходит ли такая методика для взрослых?

Да. У пациентов с приобретёнными нарушениями управления движением из-за повреждений периферической и центральной нервной системы. С помощью Войта-терапии можно достигнуть восстановления ранее утраченных здоровых двигательных возможностей и предотвратить негативные последствия, такие как боли, ограничение функциональности и силы. Сопутствующими эффектами при каждой процедуре являются импульсы, которые оказывают активирующее действие на концентрацию, мотивацию, выносливость, становление речи, а также сенсорику.

Когда наблюдаешь за процедурой, становится жутко – врач поворачивает ребенка, сгибает и разгибает ножки и ручки, прижимает голову. Самый часто задаваемый вопрос от родителей - дети так кричат, потому что им больно? Его я и спросила в первую очередь у Алины Войчеховской.

- Почему дети так громко кричат? Сложно при этом работать?

  • Когда я только начинала работать, конечно – да, но сейчас – нет. И для тех, кого я обучаю, тоже нет. Нужно понимать, что дети кричат постоянно, даже у терапевта, испытывая малейший дискомфорт или просто не понимая, что происходит. Мы не можем переживать из-за крика, потому что дети кричат не потому что у них что-то болит, а потому что они просто хотят кричать. Сюда в центр приходит трехлетняя девочка Кира, которая каждый раз кричит: «Мама, забери меня отсюда, они меня убьют». Возможно, со стороны выглядит, словно мы их ломаем, сдавливаем, но на самом деле это не так. Если бы дети чувствовали боль, крик был бы другой. Сложнее родителям - они не понимают, почему ребенок постоянно плачет, им страшно. Но должно быть доверие профессионалам, специалист всегда работает нежно и деликатно, он точно знает, что делает и для чего.

- Крик является показателем правильной работы?

  • Нет, если ребенок кричит – это не показатель. Крик – это измеритель работы мышцы, за которой мы не следим. Мы знаем, какие мышцы работают, когда ребенок плачет, и они нас не интересуют. Нас интересуют совершенно другие мышцы. Но крика, как я уже говорила, бояться не нужно.

- Когда вы решили работать с детьми?

  • Это было 20 лет назад, я училась в университете и хотела работать с кем угодно, но только не с детьми. Я ходила на занятия, и у меня просто не было желания на них смотреть. Но появился учитель, который вел у нас педиатрию, и это все изменило. Он был прекрасным преподавателем, он так проводил свои занятия, что после них работать хотелось только с маленькими детками. Так все и началось, уже 23 года я работаю в этой сфере.

- Вы уже не в первый раз приезжаете в наш город?

  • В Омске я уже второй раз, в первый приезжала в феврале. Было очень холодно, просто минус 40! Меня пригласили в Центр восстановительной медицины и реабилитации, чтобы обучить здешних врачей методике Войта, повысить их квалификацию. Обучение проходит в три этапа, так как чтобы понять практику, нужно узнать историю метода, понять, на что он опирается, а это анатомия, биомеханика, физиология. Это очень много информации, большая семинарская работа. Далее, как и предлагал Войта, мы изучаем и отрабатываем практику. Каждая ступень работы длится 10 дней, сейчас мы с омскими врачами находимся на второй. Я, конечно, приеду в ваш город и в третий раз, только надеюсь, что не зимой.

Не важно, где я обучаю специалистов - Омск это, Уфа, Нижний Новгород, Санкт-Петербург или Москва. Все мои студенты – самые лучшие, прекрасные врачи, которые смогут применить эти знания и помочь огромному количеству пациентов.

Источник фото : ekzarta.ru

Поделиться: