Я не говорю о конкретной встрече или определённых эмоциях – есть люди, встреч с которыми вы ждёте всегда. Без них не свершится то, что называется церковным таинством. Я не религиозный фанатик и не хотел бы им быть, поскольку воспитан в семье атеистов, однако необходимо придерживаться духовно здорового образа жизни.

Не бывает случайных встреч. Каждая из них – или испытание, или наказание, или подарок судьбы. В разные периоды жизни мы встречаемся с разными людьми, для многих людей это является важным фактором роста – физического или духовного. Такой странный закон притяжения, взаимное спасение – когда вы неожиданно для себя встречаете человека, способного переворачивать ваш мир снова и снова. Проводишь несколько часов в компании с одними и теми же людьми, а после расставания говоришь о них долгое время и думаешь. Каждому из нас нужно идти дальше, входить в новый, следующий период жизни, но существует состояние, в которое возвращаешься, будучи с тем или иным человеком.

Признаться, я жажду встречи с Митрополитом Омским и Таврическим Владимиром – его общение для меня как бальзам на душу, как свежий воздух. Общение с ним – это каждый раз новая, интересная книга. Говорят с тобой вроде и немного, однако заряд получаешь столь мощный положительный и философский, что хватает на целые темы для беседы. Казалось бы далеко не молодой человек, имеющий пару учёных степеней, умеет расположить к себе настолько, что помнишь каждое мгновение, действие и взгляд. Вот что значит участие в церковных таинствах и душеполезные встречи, например, в большом и светлом кабинете Омской епархии.

Общение с ним – это каждый раз новая, интересная книга. Говорят с тобой вроде и немного, однако заряд получаешь столь мощный положительный и философский, что хватает на целые темы для беседы.

– Знаете, воспитание происходит от слова питание, – как-то слышу доклад специалиста Епархии Светланы Петровны Баранцевой на пленарном заседании Рождественских образовательных чтений. – Без питания любой организм погибает, при недостаточном или некачественном питании - заболевает. Бывает или дистрофия, или отравление, или что-нибудь ещё неприятное. В худшем случае – гибель организма. Духовная атмосфера в семье и обществе всегда будет сказываться на многом, не только на детях. Вопрос – каким духом пахнет от современного общества. И как с этим работает образование?

Каждая встреча или мероприятие, по-моему, должны воспитывать личность, проверяя ваши качества. Пусть не сразу, через время, но понимание полезности приходит в процессе. Выступления, сложенные из добротной и познавательной информации, питают нас. Я уверен, каждый испытывал ощущение окрыления после прослушанного интересного доклада, после знакомства с ярким человеком. Что же делает нас просвещёнными людьми, любознательными и заинтересованными, зажигает в нас огонь познания? Слово…

Митрополит Омский и Таврический

К тому же Владыка – писатель! Вы знали? У него столько изданных в разное время книг. Проповеди и научно-публицистические материалы. Интересные и важные для общества работы, опубликованные в журналах православной направленности.

– «В начале было Слово» означает, что именно Слово, а не бездушная материя, не ледяная космическая пустота предшествовала всему, – рассказывает Митрополит Омский и Таврический Владимир. – Бог творит вселенную Словом Своим. Сотворение света, сотворение земли и всего, что на ней, описано в Книге Бытия словами: И сказал Бог…

Я нахожусь в кабинете у Владыки. Он – за своим столом. Напротив меня Владимир Александрович Масленников, добродушный человек и внимательный модератор сайта Омской епархии. Владимир Александрович всегда провожает меня к Его Высокопреосвященству. Я тайно считаю его секретарём Владыки, хотя на самом деле секретарь – проректор Омской духовной семинарии, протоиерей Димитрий Олихов. Так мне сказали диаконы, находящиеся на государственной службе Его Преосвященства.

Знаете, как здорово слушать опытного писателя с глазу на глаз. Редко выпадает возможность остаться с Митрополитом Омским и Таврическим Владимиром. Общение с Владыкой, также с его творчески прогрессивной личностью, словно помогает увидеть и начать понимать устройство другого мира, заглянуть в новую для меня вселенную. А Православие я считаю таковым образом жизни и окном в лучшую реальность, поскольку накопленный в нём опыт имеет огромную ценность для общества.

Его Высокопреосвященство – академически грамотный настоятель. Часто общающийся с ним человек, заметит, что богослов способен доходчиво объяснить явления и понятия, не ссылаясь на цитаты из библии. Библейские реалии, множество слов – многим в основном не понятны. Даже умнейшие учёные стараются не касаться явлений, событий и слов, прямо или косвенно связанных с Библией.

– Слово – не какой-то сигнал, которым мы обмениваемся, чтобы понимать друг друга, как нас уверяют учёные; это не просто средство общения, – объясняет Владыка. – Слово – дар Бога человеку. Слово приобщает нас к Богу и к делу! Насколько наши слова и поступки благи, такой и свет от нас исходит.

Сказал – и через Слово Его воссиял свет. Сказал – и по Его Слову возникла земля, зазеленели травы, и появилась жизнь.

– Сила в наших генах, Владыка? Где же духовная? – спрашиваю.

– Биологическая, телесная информация о нас «записана» в наших генах – это так. Духовная наша жизнь заключена в наших как произнесённых, так и непроизнесённых словах: в том, к чему обращены наши мысли, и какие наши слова обращены к Творцу… Словом можно убить человека, словом можно вернуть его к жизни. Умиротворить и привнести покой – и словом можно разрушить мир между людьми, между целыми нациями. Об этой силе слова мы часто забываем…

– Насколько мощный инструмент – алфавит?

– Что такое алфавит? Не просто набор знаков – в некотором роде это «плоть» слова. Взяв за основу греческую письменность, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий сформировали для славянских племён новую азбуку – кириллицу, ставшую словесной «плотью» всей нашей культуры.

– Мало кто задумывается о том, на что повлияли святые братья?

– Созданная святым Кириллом славянская азбука носит на себе явственную печать его духовной жизни. Это письмена – не обычное изобретение филолога, а результат сосредоточенного и молитвенного труда. Святой Кирилл не стал передавать звуки славянской речи привычными ему греческими буквами – нет, древнейшие славянские резы под его пером приобрели красоту и одухотворённость, стали способны возвещать слово Божие. Не случайно святой Кирилл носил прозвище Философ – «любящий мудрость», под которой тогда подразумевалась не мирская мудрость, а Божественная Премудрость. Каждая буква получила имя, и славянская азбука зазвучала таинственной музыкой: аз… глаголь… добро… есть… живете… земля… люди… покой… рцы… слово… Так была рождена разумом святого Кирилла глаголица – впоследствии его ученик святитель Климент Охридский придал этим священным письменам ещё большую красоту и изящество и назвал их в честь великого своего наставника кириллицей.

– Разве кириллица так была необходима, Владыка?

– Благодаря кириллице учёные люди Древней Руси могли без особых затруднений знакомиться с греческой книжностью. Благодаря ей формировалась единая восточнославянская культурная общность. Россия смогла сохранить свою духовность и языковую самобытность, не сломившись ни под «латинизирующим» языковым натиском с Запада, ни под «арабизирующим» влиянием с Юга и Востока.

– Это было давно, а что мы имеем сейчас?

– Наша письменность настолько универсальна, Виктор, что и сегодня, более чем через тысячу лет, мы продолжаем пользоваться ею. И несмотря на то что она дважды реформировалась, мы и теперь можем читать и понимать памятники древнерусской и церковнославянской письменности. Более того, с расширением Русского государства и Православной миссии кириллицу приняли и те народы, которые либо не имели до своей письменности, либо пользовались другой. Многие неславянские языки продолжают использовать кириллицу: молдавский, татарский, монгольский, казахский…И сегодня кириллица успешно выдерживает натиск латинской графики, которая под давлением английского языка оказывает значительное влияние по всему миру.

– Владыка, вы служили в Средней Азии. Не могли бы привести пример?

– Могу сослаться на то, чему сам был свидетелем. В самом начале 1990-х годов в Узбекистане официально заменили кириллический шрифт латинским. Считалось, что кириллица – это «наследие советского строя», что это «русская письменность», а с латиницей Узбекистану будет легче вступать в мировой сообщество и осваивать самые современные технологии. Затратили огромные средства, чтобы перевести всё на новую письменность, чтобы разработать на ней новые учебники… Очень скоро наступило отрезвление. Обнаружили, что латиница совсем не «удобнее». И до сих пор, а уже двадцать пять лет прошло, там продолжают использовать кириллицу. Казалось бы, столько людей успели отучиться в школах по латинской графике – кириллица должна быть уже вытеснена… Но она не просто сохраняется, а успешно конкурирует с латиницей. Официальные газеты выходят на кириллице, книги печатаются на ней, молодёжь вместе с латиницей самостоятельно учит кириллицу. Другие центральноазиатские государства: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан – даже не пытались поменять письменность, хотя там своих националистов, которые кричали: «Давайте перейдём на арабскую письменность!» – тоже хватало. Но здравый смысл возобладал.

– Я читал, что большевики пытались перевести все языки народов России на латиницу. В том числе и русский язык.

– История, к сожалению, учит лишь тех, кто у неё учится. Таких людей было немного. Теперь вот на Украине стали раздаваться голоса, что нужно кириллицу заменить латиницей. Это абсурд. Мотивируется тем, что, дескать, латиница распространена в мире больше, и, перейдя на латиницу, Украина сразу совершит технологический и информационный рывок…Тут сразу хочется задать вопрос: а как же быть с Японией, почему её технологическому прогрессу не помешала сложнейшая иероглифическая письменность? Почему иероглифы не мешают развиваться Китаю? Почему не торопятся отказаться от своей письменности и перейти на латиницу такие далеко не последние по своему развитию страны, как Южная Корея и Объединённые Арабские Эмираты? С другой стороны, можно назвать десятки африканских стран и латиноамериканских стран, использующих латиницу, которые относятся к беднейшим странам мира…

– Тогда какая связь между алфавитом и экономикой?

– Не существует и не может быть прямой связи между ними. Письменность вместе с верой является духовным стержнем нации. Там, где общество нравственно здорово, не возникает никакого желания изменить свою письменность. А нам дано Великое Слово, передающееся великой письменностью, на которой зиждется вся культура России и единство населяющих её народов, всё её прошлое, настоящее и будущее.

– Что же наш Омск, Владыка? Развитый в духовном плане?

– Вот уже триста лет Омск – форпост русской государственности в Западной Сибири, это не только один из старейших Православных центров во всей Сибирской земле, но и центр русской – а если брать шире – общеславянской культуры в азиатской части России. Это не столько является поводом для гордости, сколько налагает на всех нас большую ответственность – как сохранить и преумножить всё лучшее, всё то духовное, культурное, интеллектуальное богатство, которое было создано омичами за всю историю города. Прежде всего, в сфере духовности, воспитания, образования. То есть в тех областях, которые теснее всего связаны с просветительской миссией, миссией сохранения и распространения Слова, которой посвятили себя святые братья Кирилл и Мефодий.

Мы живём словами, думаем и представляем ими. Было бы глупо полагать, что без развития словесности наша культура, духовность и научно-технический прогресс двигались бы вперёд. В современном мире великая ответственность лежит на представителях СМИ, которые и являются нашими главными «фильтрами»-собирателями информации, обозревателями и воспитателями в мире интернета и высоких технологий. Правильно, что массово организуются площадки духовно-нравственной направленности, на них нам напоминают, кто мы и что можем сделать для всеобщего блага.

Поделиться: