Месяц – май. В информационном поле – тишина полная. Как будто все решено, как будто всем понятно, кто победит. Но как это можно понять, если еще нет кандидатов? Пока «ходят» слухи про то, что ВРИО Бурков нанял политтехнологоа Старовойтова, и активно готовится к выборам. Но Александр Леонидович, при всей его харизматичности (не ирония) и энергичности фигура малоизвестная в нашем регионе и выход более-менее медийного кандидата может сделать выборы интересными. А может, и нет. Потому что если он действительно «забронировал» Старовойтова, то никого и не осталось. Вообще что такое местные политтехнологи?
Политтехнологии – это политические технологии. Технологии – это что-то постоянно меняющиеся, что то стремящиеся к современности. Технологии – это не безумное количество щитов с маловменяемыми, ничего не говорящими макетами. Или со страшными лицами. Или с симпатичными лицами, но без посыла, без месседжа. Современные технологии – это не «автобусы», не листовки с самолетов, так что старое поколение вдруг вспомнило войну. Технологии – это не призыв голосовать против правящей партии, потому что она обосралась, а коммунисты нет. Последние 20 лет, возможно, и то, потому что им, коммунистам, не дали такого шанса. А семьдесят лет до этого? Если говорить о политтехнологах города, то большинство из них уходит корнями в советское прошлое, и, глядя на них, хочется сказать «Товарищ». Но ладно, возраст не порок, даже наоборот, это опыт и мудрость. Вопрос только как его применяют. К сожалению, наблюдается ярко выраженный старорежимный подход. То есть бесконечные хождения по «высоким» кабинетам с одним и тем же вопросом «Вы не против, я своего кандидата поведу туда то?» А они в кабинетах-то сидят и думают «Да идите вы куда хотите, вместе со своим кандидатом». Время другое товарищи, время, когда нужно не только уметь договариваться, но и уметь придумывать, работать с общественным мнением.
Политтехнология – это пиар. Пиар – это часть маркетинга. В маркетинге главное – продукт. Если вы работаете с кандидатом, которого никто не знает, который ничего не умеет, ничему научиться не может, то лучше бросить эту затею. Хотя с помощью очень больших денег и очень большой работы, можно, конечно, и здесь добиться успеха. Хотя большинство кандидатов сейчас реально работают сами. И многие, кстати, работают честно. То есть реально «ходят по избам» и помогают людям. Хотя, конечно, есть и такие которые «втирают очки». Их, кстати, тоже много.
Другая история: кандидат, который вдруг считает, что его выберут. Потому что он же хороший, не то что его упырь-конкурент. Да, а кто знает, что ты хороший? Твои родители, их друзья, и возможно, друзья их друзей. А что думает о тебе твой сосед, которого ты затопил в прошлом году? Он-то хочет, чтобы ты стал депутатом? Тут нужны технологии, социологические исследования. Да реальные. Не виртуальные, не на бумаге, не как для правительства Салехарда. А честные. Какие политтехнолог при этом покажет кандидату – это его личное дело. Наши мечты и ощущения расходятся с реальностью. Когда приходит человек и говорит «Меня все знают и любят», а вы потом едете на избирательный округ и в течение двух дней выясняете что узнаваемость кандидата меньше процента. Он не поверит никогда. Потому что он же был на округе, вот буквально недавно, вот только вспомнить когда не может. И сидят политтехнологи, и думают «Эти модные штучки не для нас». Мы сейчас до июля-августа подождем, потом как бабахнем щитами и маршрутками по населению. Еще можно листовки раскидать, и добить электорат объявлениями в торговых центрах. Это вообще бомба. Супер ноу-хау. Идет человек за колбасой, а ему из всех динамиков про НАШЕГО кандидата. Конечно, он проголосует правильно. Хоть бы голосом Левитана записали ролик-то. А придет сентябрь, мы напечатаем компромат на конкурентов в малотиражках. Напечатаем много, напечатаем за два дня до выборов, чтобы времени не осталось для опровержения и обязательно что-нибудь гадкое. Да, и такое работает до сих пор в нашем регионе. Найдите старые экземпляры, например «Красного Пути», почитайте. Просто об этом мало кто знает. А почему? Потому что это никого не интересует. В том числе и электорат. Хотя если написать про поедание младенцев, то вполне возможно люди поверят.
21 век. Новые технологии во всем. Почему политика-то должна быть исключением? Не должна и не будет. И здесь важны месседж и эмоциональная глубина, здесь надо применять креатив. Но и не забывать о первичности продукта. В данном случае кандидата. И примеры, вернее, пример – Олег Денисенко. Еще в прошлые губернаторские выборы его программа отличалась в лучшую строну. И узнаваемость на уровне до сих пор, и если вдруг он сохранил амбиции – нас ждет борьба. Сейчас после того как его политтехнологи сделали работу над ошибками и если они адаптируют свои «московские штучки» к нашей реальности, то его пиар может стать почти идеальным. Почти, потому что слабые места все равно есть, и профессионал их увидит, и применит в правильном направлении. Другое дело, что «профессионалам – политтехнологам» не до этого, им бюджет осваивать нужно, пока кандидат не соскочил. Но в случае с Денисенко есть и еще один аргумент – возможность привлечения бюджета. Так что пройти он сможет. И в этом смысл демократии – не любит его власть, партия в оппозиции, но большие деньги плюс грамотный пиар могут сделать свое дело. Кстати, он-то не нашел «своих» политтехнологов в Омске. Может потому что плохо искал? А может наоборот, потому что хорошо?
Я обычный человек, но у меня все же есть свой читатель. И писать про политику и кандидатов я буду вплоть до выборов, хотя не очень люблю дело это. Политику. И теперь понимаю, раз я выбрал такой период, как период правды, про них-то, про кандидатов тем более надо. Потому что в отличие от обычных людей, они что-то решают. И тем более в губернаторах не нужны хамы, обманщики и просто нехорошие люди. Так что теперь буду рассказывать все, что знаю. А знаю реально много. Непривычно будет, конечно, читать резкие и негативные статьи в моем исполнении, но так надо.
Фото: navalny.com