Банковский бизнес претерпел большие изменения. От работы глаза в глаза, когда люди приходили ежедневно и по несколько раз в день в банк, и до момента, когда банки вообще не имеют офисов в оффлайне. Клиент может не приезжать в банк, не стоять в очередях, не выяснять отношения со специалистом. Многие вопросы сейчас решаются через интернет. И в наш «век скоростей», когда основополагающим фактором и ценностью является время, самый дорогой ресурс, который невозможно купить или восстановить. Многие банки, работающие в ногу развивающимися технологиями могут оказать значительную поддержку в развитии бизнеса клиента.

Я так или иначе связан с финансами больше 20 лет. Работал в совершенно разных банках, совершенно разных структурах, с кредитными учреждениями и инвесторами. Побывал так сказать, по обе стороны баррикад, и со стороны клиента, и со стороны банка. Финансы – это моя профессия и я обязан быть в тренде, хочу я того или нет. Когда мы общаемся и разговариваем с какими-то людьми, я вижу, что многие из них идут в ногу со временем. Технологии ушли далеко вперед не только в обычной жизни, но и в жизни банков. Там развитие происходит более стремительно, потому, что «время – деньги» – это уже не присказка – это аксиома бизнеса.

Каждый человек имеет право выбирать, оставаться в «каменном веке» или идти в ногу со временем. Можно строить бизнес, действуя только старыми, на наш взгляд, проверенными методами и максимально минимизируя любые риски и искать партнеров для себя только в части тех бизнесс-продуктов, которыми занимается ваша компания. А можно развивать бизнес, используя в партнеры банк. Он будет помогать вашему бизнесу двигаться. «Услуга», если смотреть в корень понимания этого слова, означает «служить», оказывать помощь. Любой банк выступает как партнер или как слуга вашего бизнеса, потому что он оказывает вам услугу. Цель у двух сторон одна – зарабатывать деньги. И у бизнеса и у банка. Важно понимать, что банк – это инструмент, который лишь помогает бизнесу зарабатывать. Я всегда иду чуть дальше обычных отношений банкир – клиент, стараюсь поделится с клиентом и своим опытом и своими знаниями. Мне важно, чтобы клиент зарабатывал, просто потому что, когда он получает прибыль, часть этой прибыли получает и банк.

«Роль сервиса именно в банковском секторе стала как никогда важна. Сервиса и моментальной, практически молниеносной реакции на любые даже незначительные изменения или проблемы».

Глобальное укрупнение банков продолжается. Чем больше банков, тем больше может возникать ошибок. Поэтому ЦБ взял политику очень жесткого отсеивания. Я считаю эту политику в определенной степени, оправданной, потому что исключительно ЦБ думает об инвесторах и вкладчиках. Если банк допускает ошибки, страдают в результате вкладчики или инвесторы. В результате останется не так много банков, которые будут спокойно осуществлять свою деятельность, это нормальная мировая практика. На фоне глобализации, укрупнения банковского сектора, роль коммерческих банков становится более значимой. Дело не в доверии или недоверии. Дело даже не в технологиях, они практически на одном уровне у всех. Дело в персональном подходе к каждому клиенту. Роль сервиса именно в банковском секторе стала как никогда важна. Сервиса и моментальной, практически молниеносной реакции на любые даже незначительные изменения или проблемы. Конкуренция есть и она сохранится, поэтому банки будут продолжать «бороться» за клиентов.

У нас очень много предпринимателей, которым нужна помощь именно в небольших средствах. Причем им нужна именно такая помощь. У малого бизнеса практически ничего нет в залоге. Они ничего не могут предоставить как правило из недвижимости или других форм залога, которые так любят банки. Но есть варианты и без залогового кредитования. Физическое лицо может получить максимальную сумму 500 тысяч рублей. А если ты индивидуальный предприниматель или у тебя ООО, то после оценки твоего бизнеса можешь получить без залога до 3 миллионов рублей. Это уже хорошее вливание средств. И так уже можно открывать свой бизнес, небольшую закусочную, небольшую парикмахерскую, небольшой салон красоты. Но следует понимать, что стандартно банк выдает средства только в том случае, когда есть действующий бизнес, прибыль от которого позволяет обслуживать кредит. Скорее речь идет о развитии существующего бизнеса, о новых проектах и дополнениях к уже работающему предприятию.

Прежде всего банк оценивает предпринимательский опыт и компетенции. Ни один банк не заинтересован в реализации залогов. Банки заинтересованы в работающем и приносящем прибыль бизнесе. И этой прибыли должно хватать и на содержание бизнеса, и на обслуживание кредита и на прибыль. Наша цель, как банкиров – помочь клиенту поддержать его бизнес «на плаву» или помочь расширить его возможности при помощи вливания денежного потока. Именно поэтому мы сначала оцениваем компетенции предпринимателя, выражающиеся в бизнес плане, в техническом обосновании и в управленческих способностях владельца. Консультирование клиента – большая и важная часть работы любого банкира. С первого момента, как только клиент переступил порог банка, необходимо «вести» его, подсказывать, направлять. Только тогда можно выстроить отношения и помогая зарабатывать клиенту зарабатывать самим. Крупные клиенты как правило поделены между крупными банками. А будущее за малым и средним бизнесом, на мой взгляд. Я в это верю!

Поделиться: