Инициатива по привлечению консультантов обычно исходит от собственников бизнеса. И обычно тогда, когда все очень плохо, реже, когда не так хорошо, как думает собственник и совсем редко, когда все хорошо, но нужно сделать еще лучше. И только собственник понимает (или думает, что понимает) зачем ему консалтинг. Правда бывает и так, что консультантов зовут, потому что так принято. Вот Иван же пригласил, а что у меня денег меньше что ли?

Консалтинг в Омске

Но судьба у консультанта такая, что его ненавидят все. Причин несколько, суть одна – зависть, и непонимание того, что изменения нужны, а в некоторых случаях они даже неизбежны. Сотрудники обычно считают, что «все и так хорошо» и «мы сами справимся», то, что выручка, а вместе с ней и прибыли упали ниже точки безубыточности их не волнует, они уверены, что «завтра все наладится» или им просто пофиг. А про справимся, есть контраргумент – «Почему вы все это время не справлялись? Что вам мешало? Зачем вы довели предприятие до такого состояния?». Но если копнуть еще дальше, то во всем виноват собственник, ведь именно он нанял этих сотрудников, терпел и верил все это время. И оправдывает его одно – желание изменить ситуацию, решить проблему. Желание, перерастающее в уверенность.

Задача привлеченных специалистов поддерживать эту уверенность и помогать собственнику не свернуть с пути, как бы не было сложно. А сложно будет. Можно придумать мегакреативную рекламу, прописать супер актуальную маркетинговую стратегию. Но все это упрется в коллектив, в тот самый, который эти проблемы создал. Сознательно или просто потому что нее хватает опыта, навыков и желания. Главное – желание. В какой-то момент времени люди расслабляются это естественно. Они не видят проблем внутри, не могут отойти и посмотреть со стороны, и это тоже естественно. Они не хотят изменений, потому что их все устраивает, а когда перестанет устраивать они пойдут работать в другое место. А вот это уже противоестественно.

Консалтинг проблемы

Сложнее всего побороть сопротивление коллектива, нарушить такие понятные для них «традиции», штампы и стереотипы. «Мы привыкли работать с 10-00, нам так удобнее». А то, что основные клиенты начинают обращаться в 9-00, это ерунда. Причем время прихода на работу каждый трактует по-своему, руководитель хочет видит сотрудника за рабочим компьютером в 10-00, как минимум, сотрудник хочет в 10-00 заходить в здание офисного центра, как максимум, потому что «я же уже на работе». И отсюда саботаж всему новому и всем новым, и отсюда случаи реального вредительства. В своем желании доказать, что «и без вас жили хорошо», сотрудники могут зайти далеко, вплоть до уголовки. И это не для «красного словца» это прям правда жизни. Бывают, конечно, исключения, но они исключения. И чтобы не декларировали собственники, это может не сбыться, потому что коллектив против сознательно или бессознательно, но против. И выход один – ломать.

Это как здание, хорошая аналогия: есть такие, которые слегка отремонтировал, покрасил и все, есть, которые требуют капитального ремонта или реконструкции, а есть такие, которые проще и дешевле сломать и на их месте построить новые. В Омске третий вариант очень распространен. И поговорка «ломать не строить» здесь не уместна, очень тяжело ломать, психологически трудно увольнять особенно тех, кто проработал много лет. Хороший регламент у губернатора – пришел и всех в отставку, потом в этот же день, чуть-ли не всех обратно, но ненадолго. Безусловно, старые кадры, люди которые долго работают и знают все о продукте, услуге, клиенте – это бесценный актив, нужно только заставить его работать. Как тогда, когда начинали, вот такая же должная быть мотивация. А мотивация + компетенции – это точно путь к успеху и процветанию.

Это как здание, хорошая аналогия: есть такие, которые слегка отремонтировал, покрасил и все, есть, которые требуют капитального ремонта или реконструкции, а есть такие, которые проще и дешевле сломать и на их месте построить новое

Так что с первого момента, с начала работы консультанта самому заинтересованному в процессе человеку – собственнику необходимо максимально доходчиво и уверенно объяснить всем, что как прежде уже не будет. Потому что как прежде не устраивает его, и будет по-новому, или не будет никак, для коллектива никак. Потому что придут новые. У которых нет этих странных привычек, ненужных стереотипов и вредных штампов. Тут все зависит от того, насколько убедительно звучат слова собственника, а убедительно они будут звучать только в одном случае, только когда сам верит в это, и когда готов меняться и идти вперед. И не готов сворачивать и отступать.

Про душевные травмы и переживания консультанта писать не вижу смысла. Конфликты – это часть его работы, и он должен это понимать, и должен уметь с этим справляться, иначе нечего ему делать в профессии.

Как выбрать консультанта

Статья адресована прежде всего собственникам. Как главным инициаторам и главным союзникам консалтинга. Только от вас зависит изменится жизнь предприятия и коллектива или нет. Исключительно от вас. По-настоящему только вам это нужно и только вы это можете реализовать. И главное – первый и самый важный шаг уже сделан, вы не просто задумались об изменениях, вы реально начали их делать. То есть вы опять обратили внимание на свой бизнес. А это значит, что все у вас получится.

Поделиться: