Год начался не совсем радужно, если обратить внимание на статистику, то по сравнению с прошлым годом в Омске продажи новых автомобилей с января упали на 10%, а в феврале почти на 30%.

В основном снижение произошло на продажах не из ТОП-5, пострадали недорогие бренды. Низкие показатели у автомобилей марки «Chevrolet», у автомобилей китайских марок и у марки «Datsun». Это связанно, скорее всего, с тем, что данные автомобили давно не обновлялись. И продаются в одних кузовах одной модели. Падение связано и со снижением потребительского спроса именно этой части населения.

Третья причина - закредитованность населения, поскольку доля кредитов сильно упала. Но в целом, само снижение на 20% на старте года (за два месяца) – это весьма плачевно. Скорее всего, это тренд «схлапывания» потребительского рынка в целом, которого все так долго ждали. Он все-таки появился и, скорее всего, это тренд продлится весь год, потому что других экономических макропоказателей нет. Снижаются доходы – падает спрос.

Переход на более экономичный вариант

Если разобраться более детально в структуре спада, то спрос сместился на какие-то другие модели. Поскольку есть марки , которые почти не снизились (особенно корейские производители). Очевиден переход на более экономичные и более популярные модели автомобилей. Покупатели мыслят более рационально, думают о стоимости обслуживания и стоимости перепродажи автомобиля в дальнейшем. То есть спросом больше стали пользоваться автомобили в менее оснащенных комплектациях. В рублях падение еще значительнее, но точных цифр пока нет.

Если взять среднюю цену автомобиля, то она тоже снизилась. Рост цен на автомобили привел к тому, что зачастую платить за опции Клиент - не готов. Сейчас самая популярная комплектация в Солярис или в Рио - это «пустышка», то есть спрос сместился на более доступные автомобили по цене (с менее оснащенными комплектациями). С каждым годом, с каждым месяцем основная масса покупателей все дешевле и дешевле хочет приобрести автомобиль, ждут скидки, используют программы Трейд-ин и т.д, прибегают к программам финансирования, чтобы получить максимальную скидку. Выбор покупателей смещается в сторону более дешевых автомобилей по цене. В итоге денежный объем – снижается.

Перекредитованность россиян

Известно, что количество заявок банков по сравнению с прошлым годом уменьшилось в 2 раза. Это значит, что население не берет кредиты на автомобили. Или попросту не могут себе это позволить. Очень многие уже перекредитованы - часто с просрочками. Банки им просто отказывают , потому что большинство - должники, неплательщики или имеются другие объективные причины, по которым им отказывают в кредите. К примеру, раньше процент одобрения составлял – 50 %, то сейчас только 30%.

Снижения спроса

Проведя анализ рынка, мы выяснили, что потребители никуда не исчезли, они просто перешли на другую нишу. То есть потребитель вместо нового автомобиля стал приобретать машину с пробегом, которая стоит намного дешевле. Продажи автомобилей с пробегом за два месяца почти не изменились с прошлым годом (-2%), люди легко переходят на пробег. Доля так называемого дилерского сегмента (авто свежих годов) увеличилась! Тем более, что автомобиль с пробегом можно купить у официального дилера или независимого салона за те же деньги, что и у физических лиц.

Куда идем

Если говорить о насыщенности автомобилями в нашей стране , то она весьма мала. Насыщение у нас сейчас 300 автомобилей на 1000 человек. К примеру, в Западной Европе - там 700-800 автомобилей. В Америке - за 900 автомобилей на 1000 человек. Посмотрев на эти цифры, можно понять, что говорить о насыщенность в нашей стране еще рано. Поэтому ожидать реального спада не придется, скорее - это будут корректировки до 10%.

Но не все марки подвержены спаду. Например, если вы ищете машину марки «Toyota» или популярные модели марки «Kia», то вы их просто не найдете. Они либо будут очень дорогие, либо не в соответствующем состоянии. Это всеобщая проблема б/у автомобилей 12-14-х гг., которые сейчас являются самыми популярными. Сейчас спрос на эти автомобили превышает реальное количество машин, раза в полтора, поскольку дилеры в свое время ввозили их немного (были спады продаж). А вот марки автомобилей , которые не имеют такую популярность – падают, в продаже и цене. Поэтому купить их сейчас можно очень выгодно. Например, у сопоставимых «Rio» и «Polo» по годам и комплектациям цена может различаться на 15-30% («Polo» дешевле). Хотя в прошлом году они были в цене близки.

Стабильная цена

По ценовой ситуации тут нечего отметить, особо цены не изменились в городе. Потому что слабый спрос. Возможно, хотелось бы поднять цену на б/у, но повысить их просто не получается, потому что все понимают, что автомобиль не купят. Сейчас в нашем городе установились одни из самых низких цен в регионе. Поэтому к нам чаще стали ездить из соседних регионов, особенно за кроссовером. В Сибири уже устоялось мнение , что в Омске самые дешевые цены на кроссоверы большинства марок. Это как раз происходит из-за слабого спроса на «непопулярные в Омске» модели.

Что делать игрокам на этом рынке?

Практически ничего игроки на этом рынке не сделают, потому что это макроэкономические факторы и влиять на них на уровне салона никак невозможно. Поэтому игрокам можно только заняться двумя делами: первое - это оптимизировать процессы, обучать персонал, развивать качество и клиенториентированность. Определить точки экономии. Второе - это искать машины, марки, модели, бренды, которые популярные, на которые есть спроси и предлагать их клиентам.

Что делать потребителям?

Потребителям нужно пользоваться этой ситуацией, присматривать нужный себе автомобиль, потому что сейчас он реально по самой низкой цене. Об этом как раз говорит тот факт, что у нас в Омске очень много машин покупают люди из других городов. То есть, если раньше мы ездили в другие города покупать автомобиль, то сейчас, например, цены в Тюмени - они такие же, как и в Омске, даже выше. В Екатеринбурге, Уфе, Челябинске, Томске, Барнауле цены намного выше. Люди приезжают к нам в город за такими автомобилями, которые здесь вовсе не популярны, а в их регионе они пользуются большим спросом. И именно у нас марки таких автомобилей можно приобрести выгоднее по цене.

Например, автомобили «Citroën» в Омске непопулярен, а вот в других регионах пользуются спросом. Это касается и автомобилей «Ford», «Honda» и дорогих джипов люксовой марки. В общем, кроме «Lexus», в Омске среди люксов трудно что-то продать. Поэтому эти «перетоки» продаж сейчас идут больше из Омска, а не в Омск. И те популярные маршруты перекупов на север, на запад и т.д –они почти все закрываются.

Где выбирать?

Выбирать, конечно, в независимых центрах, в официальных салонах по продажам автомобилей. Только в прошлом году открылось 5 официальных центров мелких и средних. Сейчас количество салонов, которое представляет автомобили с пробегом – избыточно. Их больше раза в два, чем действительно нужно. Потому что в Омске продажа автомобилей не такая, как в городе-миллионнике . Омичи покупают около 80 000 автомобилей в год – это очень мало для мегаполиса. Поэтому между салонами, естественно, как и между перепродавцами, существуют достаточно серьезная конкуренция. И выбирать именно в салонах уже можно, потому что там сейчас цена очень «подвижная» и не выше физических лиц. Теперь цены в салонах весьма сдержанные.

Но отмечу, что, по сравнению с физическим лицом, однозначно покупка в салоне – это плюс. Это комфорт, чистота, прозрачность, выбор, профессиональная консультация, юридическая ответственность, техническая ответственность, закон о защите прав потребителей соблюдается, потому что не хотят терять репутацию, которой многие дорожат. Поэтому все эти преимущества дают плюс, который не может дать никакое физическое лицо (владелец или перепродавец). Салон всегда будет стараться, и продать, и подсказать, и помочь, и кредитовать вас, и обменять и т.д.

И достаточно хорошие склады , где есть, что посмотреть и выбрать, есть, с кем пообщаться, есть, что потестировать и есть, что купить. Плюс все услуги официального салона ( кредит, страховка, диагностические карты, гарантия ) - все в полном комплекте. И это в любом дилерском центре. Но все же смотрите на репутацию салона. И даже в очень хорошем автосалоне выбирайте автомобиль основательно. Проверяйте юридически, проверяйте через сайты, проверяйте пробеги, проверяйте окрасы, проверяйте все самостоятельно. Просите произвести и показать диагностику в полном объеме. Пока вы не будете уверены, что перед вами тот автомобиль, который по ценовый характеристике совпадает с качеством и подходит именно Вам.

Поделиться: