Красногорский гидроузел на Иртыше начали строить в 2011 году. С самой что ни на есть благой целью: обеспечить гарантированное водоснабжение областного центра и создать условия для работы речного транспорта в черте города.

В СМИ тогда сразу начали появляться «сенсационные» статьи (которые появляются до сих пор) о том, что Китай и Казахстан якобы могут чуть ли не перекрыть подачу воды в Омскую область по Иртышу из-за чего прекратится судоходство, а Иртыш можно будет перейти чуть ли не вброд. Мысль эту, словно мантру, один за другим начали подхватывать и ответственные чиновники, соглашаясь с тем, что только плотина сможет гарантированно обеспечить регион водой, снизить водохозяйственную зависимость от соседних КНР и Казахстана и решить локальные проблемы Омска, связанные со снижением уровня Иртыша.

Скажу прямо: сторонники озвученной теории, мягко говоря, не совсем правильно представляют себе то, о чём говорят. А точнее, те гигантские массы воды, уходящие с гор Алтая в Северный Ледовитый океан. Поэтому, прежде, чем кому-либо навязывать важность и необходимость строительства гидроузла, неплохо было бы для начала более скромно оценить масштабы своих гидростатических познаний.

Приведу цифры:

  • Водосбор Иртыша до впадения в Обь имеет площадь 1643000 кв.км.
  • Общая длина Иртыша до впадения его в Обь равна 4300 км. Длина его притоков составляет 232780 км.
  • Средний многолетний расход воды на входе в Бухтарминское водохранилище равен 313 куб.м в секунду. На выходе – 540 куб.м в секунду. На выходе из Шульбинского водохранилища – 868 куб.м в секунду. А у Омска – 916 куб.м в секунду.

Так что, если Китай уменьшит поступление стока через границу (район Китая) даже вдвое (то есть, на 150 куб.м в секунду), расход снизится до 766 куб.м в секунду. То есть, всего на 16%!

Много это или мало?

Водные ресурсы Иртыша у Омска равны 27 – 28 куб/км в год. Это гигантские цифры. Таких объёмов достаточно, чтобы обеспечить водой населённый пункт, в котором может проживать не менее 110 (!!!) миллионов человек с сильно развитой промышленностью.

А в Омской области население (по самым оптимистичным данным) - всего два миллиона человек! А во всём Прииртышье (на территориях Казахстана и Омской области) проживает около шести миллионов человек. Это значит, что используется (забирается, частично очищается и возвращается в Иртыш) не менее 5 % вод реки, а остальные 95% воды уходит в Карское море без использования!

Таким образом, даже если гипотетически допустить, что Китай со временем будет безвозвратного забирать 3 куб.км воды в год, а её потребление в Прииртышье повысится на 7%, даже в этом случае 90% иртышской воды будет уходить в Арктику без использования. Поэтому, обсуждая перспективы использования водных ресурсов Иртыша, важно понимать и учитывать, что в данный момент в Прииртышье пока практически некому использовать воду. Безвозвратный забор воды Китаем (это 7%) при этом можно даже не принимать в расчёт!

Теперь по рекам, протекающим в Омской области. В пределах области формируется 4.5 куб.км речного стока рек Омь, Тара, Уй, Туй, Шиш, Оша и др. Здесь напомню, что 1 куб.км воды обеспечивает в течение года 4 миллиона человек С промышленностью! Так что, даже если случится самое страшное, и Иртыш полностью перестанет поставлять нам воду или вода вдруг станет непригодной для использования, мы вполне сможем пользоваться водами местных рек.

Возникает резонный вопрос: зачем строить гидроузел, когда естественный объём воды во много раз превышает потребности региона в водных ресурсах? А, учитывая, что это ещё и бесполезная трата огромных бюджетных средств (порядка 10 млрд рублей) - ситуация выглядит не просто безумством, а настоящим преступлением.

Почему не была проведена международная независимая экспертиза гидрологов на предмет целесообразности строительства гидроузла? И почему, в конце концов, замалчивается информация о том, что в результате повышения уровня Иртыша (к чему приведёт строительство плотины), в Омске, в том числе, будут затоплены скотомогильники? А это сибирская язва, смертность от которой достигает 60%! Попадание вируса в воду станет настоящей катастрофой. В воде споры сибирской язвы сохраняют жизнеспособность до 10 лет, а в почве, которая, как известно, является природным резервуаром и хранилищем возбудителя сибирской язвы - до 200 лет!

В результате повышения уровня Иртыша (к чему приведёт строительство плотины), в Омске будут затоплены скотомогильники. А это сибирская язва, смертность от которой достигает 60%!

Все мы прекрасно знаем, кому принадлежит идея строительства гидроузла. Возможно таким образом (как в случае с метро и аэропортом) экс-губернатор Омской области Леонид Полежаев просто решил увековечить себя в бетоне. Но куда смотрит нынешняя власть, продолжая поддерживать идею необходимости строительства Красногорского гидроузла и привлекать очередные федеральные транши на реализацию никому не нужного проекта?

Фото: om1.ru

Тэги:

Поделиться: