Буква Б и на иврите, и на русском, и на английском — это вторая буква в алфавите. Б – это Б-г, это благословление. Много слов, которые начинаются с буквы Б. Тора начинается с буквы Б. И многие обсуждают, почему так, Ветхий завет, самый важный для всех народов, основоположник религии, начинается с буквы Б. Если эта буква так важна, то почему алфавит начинается с буквы А? А если алфавит начинается с буквы А, то она имеет превосходство над Б. Так почему тогда Тора начинается с Б? Ответы есть разные, но они все приходят к одному. Буква А – это Б-г. Где-то «Адонай» или «Алохим» разные названия, но везде буква А. Здесь мы говорим о Б-ге, а в Торе божественная мудрость, но она дана для людей. Интересный момент – на иврите каждая буква имеет цифровое значение. А – 1. Б – 2. Тора говорит, что именно когда человек хочет что-то правильно понять или выучить, нужно делать это вдвоем.
Формулировка «неверующий еврей» – это нонсенс, так как евреи верующие по определению. Вообще все люди на земле верят. Как сказал один из мудрецов – ты можешь быть за Б-га, против Б-га, но без Б-га ты быть не можешь. Настоящий атеист – это человек, который верит в то, что не верит в Б-га. Он изучал религии и пришел к тому, что это все выдумка. Но ты понимаешь – есть Б-г и я в него не верю. Один раввин как-то пошел в местечко в субботу и увидел, что еврей курит. А в субботу курить нельзя. Спрашивает – Вы что, не знаете, что курить в субботу нельзя? – Я атеист. – Вы не атеист, Вы просто чудак. Что ты знаешь о Б-ге, чтобы отказаться от него? У каждого человека, независимо от религии, в ДНК есть Вера. Просто у кого-то это отражается/реализуется в ежедневной жизни, он не ждет какой-то беды, чтобы обратиться к высшему разуму, высшей силе. Но факт, мы видим – в трудные моменты все вспоминают про Б-га. Более того, даже с малых лет, да и раввин я уже не первый год, в трудные времена, тот же текст молитв я читаю по-другому. Потому что чувствую, что это единственная надежда, опора, источник вдохновения, особенно в трудные времена.
Есть точка зрения, что Бог не зря не закончил свою работу на Северном полюсе. Он как бы дал человеку шанс, в случае если тот вдруг подумает, что он – Бог, доказать это.
Ко мне приходят люди с разными проблемами, я им говорю: «Думай хорошо и будет хорошо». А вдруг у меня появилась проблема и я думаю — легко так сказать другим людям, нужно сейчас испытать это на себе. И я понимаю — это не просто. Если ты на самом деле думаешь и веришь, то все наладится. Однажды раввин заходит в синагогу в середине рабочего дня и видит, стоит молится бизнесмен. Раввин думает – что–то здесь не так, раз он вспомнил про Б-га в такое время. Значит проблемы в бизнесе, в делах. Так мир устроен и человек устроен – в трудный момент мы вспоминаем про Б-га. Но Б-г всегда присутствует в жизни каждого из нас, другое дело, насколько мы в это верим. Часто люди говорят – раввин ближе к Б-гу. По еврейским понятиям это не так. Я имею такую же связь с Б-гом, которую имеет любой еврей и любой человек. Просто я стараюсь реализовать в своей жизни эту связь и придать ей значимость. Каждый день, каждый час, каждую минуту. А другие, может быть, реже. Без Б-га никто не обходится. В, казалось бы, простых, элементарных моментах мы вспоминаем Б-га. Когда человек говорит «боже мой», он не думает про Б-га, но факт, что это вошло в народ, и это о чем-то говорит. Как ни крути, внутри человек верит. Чем больше человек говорит, что он атеист, тем это ему больше мешает. Если бы ему не мешало это, он бы вообще не обратил внимание.
Нужно было освободить нишу в душе человека, для того чтобы было место для веры в вождя, в светлое будущее, в идеологию советской власти.
Само слово Вера на иврите начинается с первой буквы еврейского алфавита. Почему Тора начинается с буквы Б: когда Б-г начал диктовать Тору, написал букву Б, потом пришла буква А. Б-г ей сказал – смотри, с твоей буквы начинается слово проклятие, поэтому я не могу с этой буквы начинать Тору. С буквы А начинается много хороших слов, а с буквы Б можно найти много плохих слов. Мудрецы говорят, что вера – это хорошо. Человек скажет – я верю. А вера должна реализоваться. Реализация как раз отражается в букве Б. Человек, который не ходит в церкви и синагоги, говорит, что у него вера в душе. Это хорошо, но если ты искренне веришь, это должно отражаться хоть немного в твоем поведении. Не каждому дано соблюдать все правила, но хотя бы раз в год или больше заходи в Церковь, в Синагогу или в Мечеть.
С буквы Б на иврите начинаются слова Б-г и «Битахон», то есть уверенность и вера. Никто не говорит, что у верующего человека в жизни все хорошо, это была бы уже не вера, а математика. Верующему человеку проще преодолеть и пережить какие-то моменты. Часто мне говорят – вам-то легко, вы близки к Б-гу, а как нам это все пережить? Я стараюсь дать людям понять, что надо верить в Б-га. Это сложно вложить в людей, которые когда-то этого не получили и им сказали, что вера — это чепуха. Мы проводим еженедельный урок – собираем молодых девушек и юношей. И я говорю – каждый человек должен задать себе вопрос, ради чего я живу в этом мире? Мы ведь не просто родились в этом городе, в это определенное время. Мы не просто живем – прошел день, и слава Б-гу. У нас есть предназначение. Когда Адам ел запретный плод, Б-г спросил его «где ты?», а уже потом ругал за то, что тот не соблюдал запрет, и они ели запретный плод. Мудрецы спрашивают – почему Б-г спросил «где ты?». Есть такая история про раввина, который жил примерно 250 лет назад в царской России. Тогда Израиль был провинцией Османской империи, там жили очень бедные евреи. Этот раввин собрал в России деньги и отправил евреям, живущим там. На него написали донос, что он помогает тогдашнему врагу России. Его посадили в тюрьму в Петропавловской крепости. Туда к нему пришел царь Павел в гражданской одежде, потому что он знал, что раввин — мудрейший человек, и хотел с ним пообщаться. Спрашивает царь – почему Б-г спросил у Адама «где ты?» А раввин отвечает – этот вопрос он задает каждому из нас, и каждый из нас должен задавать этот вопрос себе. Где ты? И почему ты находишься в этом мире. Что ты сделал за последний год в этом мире такого, что ты можешь сказать, что время прошло не зря. В масштабах самого себя. Вот что правильно. И тогда Адаму он задал вопрос, чтобы узнать, – «зачем ты согрешил? Разве ради этого греха ты появился в этом мире?». Когда совершаешь грех, ты, быть может, получаешь удовольствие, но потом приходит опустошение. Если ты умный человек, ты не будешь чувствовать постоянно это удовлетворение.
Сама форма буквы Б на иврите – это единственная буква, которая закрыта с трех сторон. А открыта только вперед. Человек, который хочет чего-то добиться в жизни, ему не нужно оглядываться назад или смотреть, кто выше или ниже него. У него есть путь и нужно идти по нему с Богом вперед.
Когда у Цукерберга родилась дочка, они решили пожертвовать деньги. И Билл Гейтс тоже пожертвовал. Но они понимают, что надо что-то делать. Что зарабатывать деньги – это хорошо, а потом что делать? Я должен сделать что-то полезное в этом мире. Вот эти люди ищут смысл в жизни. Они верят в то, что должны что-то сделать хорошее для этого мира и в этом важность веры. У каждого человека есть частица Б-га в душе. Я четко не понимаю, как работает телефон, но есть много частиц, благодаря которым он работает. Так и здесь — изменить мир к лучшему был зов души, а в душе есть божественные частицы. Даже если люди не до конца это понимают, не важно, они все равно верят, и все равно делают.
У того раввина, которого посадили в тюрьму, есть книга, в ней отрывки из Кабалы. Доступные для каждого человека, независимо от уровня его знаний. Смысл этой книги в том, что она не рассказывает, насколько Б-г велик, она рассказывает, насколько человек велик. Во второй главе написано: у каждого человека есть две души — божественная и материальная, благодаря которой мы существуем. Вопрос — почему божественной считается вторая душа, если она так важна? При всем уважении, без материальной души мы не сможем жить. И в этом есть смысл. Б-г велик и могуч не только на небесах, в каждом из нас есть отражение Всевышнего. Через человека Б-г может себя проявлять даже больше, чем через ангела. Каждый ангел предназначен для исполнения лишь одной задачи, один ангел не может исполнять две задачи параллельно. А человек может делать все, что угодно. У нас свобода выбора.
Когда приближается Новый год, даже люди, которые говорят, что мы не верим, они же тоже рассказывают про Деда мороза своим детям. Почему вы рассказываете, если это лишь иллюзия? Потому что это красиво? Потому что нужно во что-то верить. В каждом из нас живет маленький ребенок, который еще не испорчен, и он верит. Недавно у одного из моих детей выпал зуб, он положил его под подушку, а мы положили туда деньги, как когда-то нам положили в детстве. Старший брат говорит – это папа тебе положил. А тот отвечает – что ты сказки рассказываешь, это ангел пришел. Взрослый сын пытается ему доказать, а младший не верит. Это говорит о том, что каждый человек верит. Просто мы становимся умнее и взрослее и пересматриваем какие-то вещи. Это правильно, нужно иногда подумать за пределами «коробки». Мы создали себе определенный вектор работы и вроде работаем. Это с одной стороны правильно. Но то, что было хорошо в 2007 году, не факт, что хорошо сейчас. С каждым днем все больше возможностей. Если думать «пусть будет не хуже», то лучше точно не будет.
Б-г любит нас – это однозначно, мы его дети. Но мы должны вернуть ему такую же любовь, показать, что мы оправдываем эту любовь. Человек должен найти в себе веру. Для того, чтобы человек влиял на что-то, важнее всего суметь влиять на самого себя. И когда ты будешь потом пытаться влиять на других, они это по-другому воспримут. Самое лучшее воспитание – это личный пример.
Только прошел праздник света Ханука. На протяжении 8 дней мы каждый день зажигаем свечи. Какой мы урок должны извлечь – каждый день мы должны добавить света в этом мире. Вчера была одна свеча – это было хорошо вчера. А сегодня нужно две. И так далее.
Все трактовки Талмуда начинаются со страницы номер 2. Чтобы человек знал, чтобы он жил с пониманием, что нет такого понятия «я закончил учиться, и я все знаю»
Год назад у нас умер старейший член общины Исаак Соломонович Антимоний. Я к нему пришел на 100-летний день рождения. И он сказал – я хочу внести вклад в стройку ритуального бассейна. И дает сто рублей. Я говорю – Ваши сто рублей дороже для меня, чем сто тысяч, которые кто-то даст. Кому-то сто рублей сложнее дать, чем кому-то сто тысяч. И он вытащил по-стариковски завернутые десятки и отдал мне. Я когда сижу и смотрю на это строящееся здание через окно, думаю — оно будет, месяцем раньше, месяцем позже. Но оно уже работает. Оно объединило в себе огромное количество людей. И евреев, и не евреев. И я делаю вывод, что раз люди это делают, они верят. Без веры жить нельзя. Твои дети верят тебе, твоя жена тебе верит, ты веришь ей и в нее, и так далее. А почему я должен быть верным семье? Потому что в основу положено то, что ты имеешь совесть. А совесть обусловлена верой в Б-га. Во время ВОВ уничтожили одну треть нашего еврейского народа. Убивал один из самых высококультурных народов мира – немцы. Они, как в порядке вещей, уничтожали десятки миллионов людей. И они верили, но не в Б-га. Нигде, ни в какой священной книге, ни в одной религии мира не написано «не убий» и такая звездочка наверху, а далее расшифровка – «всех кроме евреев», или «всех кроме славян».
Когда я сюда приехал, мне было 24 года, молодой, наивный, язык практически не знал. Мне задали вопрос – ради чего ты сюда приехал? Что ты будешь делать здесь? Когда эти евреи уйдут? Я сказал – придут и другие, не переживайте. Так и произошло. Недавно состоялся съезд российских раввинов в Казани, и я там выступал, и сказал – община в Омске по количеству прихожан не увеличилась за 15 лет, но община помолодела. Простой пример – у нас 5 раз в году читают поминальную молитву. Есть обычай, когда читается эта молитва, все люди, у которых живы оба родителя, должны выйти из зала. До последних двух лет, больше людей оставалось, чем выходило. В последние два года большинство выходит.
Я убежден, что Б-г любит всех одинаково. Как мы своих детей. У меня их шестеро, и я не могу сказать, что вот этого я люблю больше, чем того. Другое дело, что я могу больше проявлять свою любовь. Может быть сильнее к тем детям, которые младше, которые меньше знают, но больше верят. И Б-г так же. Есть вера в Б-га, а есть проявление веры в Б-га. Если дети нас любят или мы их любим, но если они проявляют эту любовь делами, нам приятно. И с верой в Б-га так же.