За все эти годы Земфира Рамазанова не стала частью эстрады Первого канала и ВГТРК, а продолжала радовать своих поклонников достаточно независимой и качественной музыкой. Как под неё влюблялись и страдали с разбитым сердцем в начале нулевых, так и продолжили это делать уже в десятые. Конечно, со временем певица стала реже выпускать материал и радовать поклонников своего творчества, но это не помешало Земфире оставаться одной из самых почитаемых русскоязычных исполнительниц.

Прервала творческую паузу Земфира в 2020, выпустив мощную песню «Крым». Несмотря на своё название, никакой политоты в песне не было. Это вполне себе глубокая песня про несчастную любовь в лучших традициях исполнительницы. Следом вышел её саундтрек для фильма Ренаты Литвиновой «Северный ветер» и сольный альбом «Бордерлайн». Последний получился достаточно нужным альбомом для начала 2021 года. Сейчас нам уже кажется, что с тех пор прошло слишком много времени и на фоне нынешних непростых событий всё было лишь пустой суетой, но в действительности мир только начинал побеждать эпидемию ковида-19. И такой гимн весны и влюблённости, как «Пальто», был нужен не только поклонникам певицы, но и всей молодёжи. К сожалению, пластинка не получила заслуженного внимания в силу ряда факторов: поклонники не очень оценили изменение звучания, а широкая публика уже отвыкла от музыки такого формата. Это не могло не отразиться на исполнительнице, которая будто ушла в себя.

И так достаточно замкнутая в себе Земфира ещё меньше стала представлять себя публике. Её последнее крупное интервью, которое она дала в 2015 Владимиру Познеру, тоже не способствовало большей открытости широкой публике. Ни Дудь, ни Собчак, ни Гордеева не смогли взять у певицы интервью на актуальные темы. В мире Земфиры осталась только она, её музыкальный гений и... Рената Литвинова.

Отношения двух див являются «секретом Полишинеля». Об этом все знают, но особо не обсуждают, ведь аудитория и Ренату, и Земфиру очень любит. Если их отношения и упоминаются, то скорее как пример творческого тандема. Заниматься пересказом роликов прекрасной Вероники Степановой мы не будем, да я бы в принципе не поднимал вопрос личной жизни певицы, если бы не события марта 2022. Тогда стало известно, что певица и кинодива выехали вместе за границу сначала в Турцию, потом в Англию и осели наконец-то в Париже. Свой отъезд они обосновали антивоенной позицией, однако, поскольку обоих сударынь в России очень любят, то какого-то сильного общественного осуждения они не испытали. Заниматься каким-то ярким политическим активизмом наши Тельма и Луиза не стали, но прямо обозначали свою позицию по актуальным политическим вопросам. Литвинова же напрямую заявила, что в сложившейся ситуации россияне вообще могут не увидеть деятельницу кино в России в ближайшее время. Стало быть, и её верную Земфиру.

Именно в такой атмосфере был записан новый альбом «Земфира от Луки». Певица, которая и так теряла связь с обществом, оказалась в среде политических эмигрантов. Это ввело в её повседневный дискурс ряд тем, которые Земфира должна была упомянуть в новых песнях. Но будучи человеком не очень политизированным, во всяком случае, в своём творчестве, она сделала это достаточно неумело. Да, упомянула Киев и патроны, которые собирается запивать богемным аперолем, ну и что? Для оппозиционной части российского общества это слишком обыденно, я бы сказал даже «беззубо», особенно если сравнивать с последним синглом Оксюмирона, который уже чуть ли не делить РФ собрался на независимые республики, а для оставшихся в России граждан это просто не актуально. Ну какой нам апероль, Земфира Талгатовна, если санкции на импорт алкоголя вводят и уходят самые главные бренды с рынка? Шутки шутками, но жители РФ оказались нецелевой аудиторией её новой работы.

А для кого тогда писалась эта работа? Я думаю, что для самой Земфиры и для её Ренаты, к которой она напрямую обращается в песне «II»: строчки «Говори со мной по-француки, русский стал предельно узкий» и «у меня есть ты, у тебя есть я, двое против всех» напрямую говорят о том, кому писалась эта песня. Да, многие песни о любви пишутся конкретному человеку, впоследствии становясь хитами и даже некими общепризнанными гимнами, но здесь уж всё слишком конкретно и локально получилось. Очень интересно, но какого-то всеобщего признания такая музыка не найдёт. Просто эти переживания очень сложно проецировать на более широкие группы населения.

И ладно, если Земфира хотя бы выговорилась этим, провела себе сеанс музыкальной психотерапии, как советовал товарищ Карл Густав Юнг, но именно с музыкальной точки зрения новый мини-альбом звучит как-то...нескладно. Я не говорю, что в данном случае смешение жанров звучит как какофония, нет, это было бы несправедливо. Но создаётся ощущение, что сама исполнительница не знает, что она хочет представить слушателю. А если у самого музыканта нет цельной картины своего творчества, то откуда оно возьмётся у слушателя? Поэтому, и с чисто музыкальной точки зрения новый альбом не особо работает.

Отсюда напрашивается один вывод: «Земфира от Луки» - это альбом сугубо для двоих человек, для Ренаты и для самой Земфиры, но никак для нас, простых смертных, оставшихся в России.

Я правда люблю творчество Земфиры. Не могу сказать, что её творчество было определяющим в моей жизни, но я, как и практически каждый городской миллениал, влюбляясь в юности в девушек на самом деле влюблялся в созданный песнями Земфиры образ. А что сейчас? А нет больше той моей возлюбленной. Уехала она за границу пить апероль, а я остался здесь... Грустно? Нет, скорее максимально всё равно. Именно такая реакция возникает на новую работу некогда великой и любимой многими Земфиры.

Тэги:

Поделиться: