Режиссёр – Андрей Геннадьевич Любимов – приглашён из Москвы. Однако, со слов самого Любимова, в Омск он приезжает «с хорошей ностальгией». Он сотрудничает с Пятым театром уже около 20 лет: с 1999 по 2003 гг. был там главным режиссёром. Для подготовки спектакля по Островскому он оформил отпуск. Такой вот своеобразный отдых.

Мы вошли в фойе театра, там актёры и режиссёр активно отрабатывали некоторые сцены, в процессе продумывая новые детали. Чувствуется, что ставится комедия: декорации и костюмы яркие, атмосфера лёгкая, непринуждённая, в промежутках между работой – вольные шутки. Режиссёр – очень экспрессивный, много говорит и показывает, но всё к месту. Нет в его деятельности какой-либо избыточности. А актёры отлично вживаются в образы и отыгрывают необходимые эпизоды.

пятый театр

Полчаса открытой репетиции пролетели незаметно, и вот мы уже направляемся в театральное кафе «Гоголь», в котором нас ждут кофе и булочки от Cinnabon. Садимся беседовать с режиссёром и актёрами, которых собралось немало: Ирина Бабаян, Анна Сотникова, Алёна Фёдорова, Станислав Ляшенко и Егор Лябакин. Девушки исполняют в спектакле роль Агнии, которая вынуждена выбирать между богатым купцом и его приказчиком, а молодые люди играют того самого приказчика.

пятый театр

пятый театр

Все актёры очень молодые, и одним из преимуществ подготовки спектакля по пьесе такого плана режиссёр называет как раз возможность актёров узнать больше и пережить больше. «Они таких слов, как там, нигде больше не услышат». И, действительно, Пятый театр в последнее время больше занимается современной драматургией и не трогает классику.

Самого слова «классика», кстати, режиссёр Любимов избегает. Когда ему сказали, что за ним замечают трепетное отношение к классике, он спросил: «А где заканчивается классика?» и уточнил: «Я трепетно отношусь к хорошей литературе». Он не собирается осовременивать классику: «Что вообще значит «осовременить»? Вложить им в руки мобильные телефоны? Это так необходимо?» И правда, повсеместное «осовременивание», удачное и неудачное, уже приелось, зрителя им всё равно уже не удивить. Костюмы, однако, подбирают для постановки не придирчиво, не пытаясь точно воссоздавать дух определённой эпохи: «Вопрос не в костюмах. Вопрос в глазах».

Актёры скромничают и больше внимают режиссёру. Они ещё совсем молодые и они ловят каждое слово человека, в котором видят авторитет.

Беседа шла увлекательно, динамично. Были серьёзные вопросы и философские ответы. Например, о загробном мире, об ответственности актёра за своих персонажей на том и этом свете, о диалогах актёра и режиссёра с персонажами. Вскользь обсудили и ТЮЗовскую постановку Островского «Гроза».

Но возникла между присутствующими и внезапная дискуссия.

Речь пошла о том, что искусство должно сеять «разумное, доброе, вечное», но, ссылается режиссёр к мнению одной из актрис, некоторым нужно, чтобы сеялось неразумное и злое. Так Любимов подвёл к тому, что ему совершенно не по нраву фильмы в духе картины Звягинцева «Нелюбовь». Причина тому – он не видит в подобных фильмах надежды, а видит только неприятную, неуместную констатацию того, как плохо бывает, и пропаганду того, что нелюбовь – это нормально.

Отсутствие надежды. Я спросила: значит, и «Левиафан» плох? Ответ утвердительный. По мнению Любимова, в подобных фильмах не хватает просвета, не хватает веры в действительность, в персонажей. А ещё, замечает Любимов, подобные фильмы, призывающие «одуматься», всё равно не увидит тот, для кого они предназначены. Посмотрят те, кто и так всё знает.

Как бы там ни было, как бы ни были мы не согласны друг с другом, беседа наталкивала на некоторые мысли, каждого участника разговора слушали (их действительно хотелось слушать), а затем размышлять о сказанном и о собственных взглядах на предмет разговора. За столом сидела компания действительно думающих людей, людей, которым по-разному не всё равно на происходящее: со страной и культурой.

Что ж. Мы отпустили ещё несколько шуток, доели вкуснейшие булочки и попрощались. Мне кажется, постановка «Не всё коту масленица» выйдет яркой и смешной и будет иметь успех среди омичей. За неё взялся человек, который явно знает толк в постановке подобного плана – художественный руководитель определённо пригласил его со знанием дела. Удачной премьеры Пятому театру 30 и 31 мая.

Спасибо «Омской правде», Пятому театру и Cinnabon за поддержку очередного очень интересного культурного проекта.

Материалы по теме:

«Культурный завтрак». На пороге спектакля «Время Секонд Хэнд»

Поделиться: